Евгения Николаевна Лысенко
Консультация для воспитателей «Секреты успешной дисциплины»
▼ Скачать + Заказать документы
Для педагога важно способствовать формированию этических и моральных норм ребенка, развитию самоконтроля, для того чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе. Важно научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества. Это сложная задача, настолько трудная, что можно, не опасаясь возражений, утверждать: нам самим, взрослым, удается решить ее лишь отчасти, и мы практически никогда не можем добиться этого от детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Секреты успешной дисциплины“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В каком возрасте у наших детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность? Примерно с трехлетнего возраста. Малыш путем простого подражания взрослым усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя.
Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.
Начало отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастет в недисциплинированного человека.
Начну с одного «секрета», который некоторым педагогам может показаться неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
На самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Получается что-то вроде списка правил о правилах.
ФОРМУЛИРУЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ КОНКРЕТНО: поиграл – убери на место. Правила придумываются вместе с детьми. Каждый имеет право высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть (необходимо добиться от ребенка выполнения своей конкретной просьбы – берем ребенка за руку и мягко ведем убирать игрушки)
ЛЮБОЙ ЗАПРЕТ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕН В ПОЗИТИВНОЙ ФОРМЕ: Не бегай – ходи медленно. Не разрушай постройки – береги постройки. Не дерись – ребята давайте жить дружно.
ПРЕДЛАГАТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ: Нельзя кричать в группе, но можно говорить спокойно, кричать на улице.
ОБСУДИТЬ С ДЕТЬМИ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА: Что будет если мы поссоримся? Что будет если кто-то получит травму?
СОЗДАВАЙТЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ: Хором произнести название любимого блюда. Детям недостаточно только произнесения правила, они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах.
НАПОМИНАТЬ О ПРАВИЛАХ ЗАРАНЕЕ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД СИТУАЦИЕЙ, К КОТОРОЙ ОНИ БУДУТ ОТНОСИТЬСЯ: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно». Сначала дети будут нарушать правила, но, когда они к нему привыкнут, можно напоминать о нем по-другому: «Вспомните правило!». Дети его проговаривают.
ПРОДУМАТЬ СПОСОБЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ДЕТЬМИ ПОВЕДЕНИЯ:
В группе есть светофор: на нем отмечаются факты нарушения правила (красный – все время нарушается, желтый – иногда, зеленый – всегда соблюдается). Правило, которое отработано на светофоре, переносится в книгу «Наши законы». Или сделать каталог «Этого нельзя». В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, когда чего-то нельзя делать. Больше отдавать предпочтения ритуалам, традициям. Можно подводить итоги дня или половины дня.
ПРОДУМАТЬ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ :
- чаще обсуждайте последствия действий ребенка для чувств другого человека;
- моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игры, где играет несколько детей;
- подчеркивайте проявления положительных качеств у детей; приводите примеры из литературных произведений;
- привлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, поощряйте попытки найти альтернативный выход из ситуации и продумать его последствия;
- используйте не только словесные, но иные формы проявления внимания к ребенку: улыбку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, выслушивание.
Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:
• профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
• формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
• развитию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.
Дисциплина в детском саду — это основа спокойствия и порядка в группе. Дисциплина нарушается тогда, когда затрагиваются свободы другого ребенка или детей. Не поделили игрушку, не хотят выполнять задание, медленно одеваются на прогулку, отвлекаются во время еды — причин может быть масса. Воспитателю необходимо держать все время ситуацию под контролем.
Существует несколько игр, которые помогут восстановить дисциплину в группе. Вот некоторые рекомендации:
1. Воспитатель должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Говорить следует четко и серьезно. Обращаясь к группе детей, рекомендуется говорить погромче, однако не переходить на повышенные тона.
2. Для привлечения внимания можно использовать игровые моменты, которые привлекают внимание детей и настраивают их на спокойный лад. Например, если перед началом занятия дети расшумелись, скажите: «Внимание! К нам в гости на занятие сегодня заглянет зайка (или любой другой персонаж). Она будет играть вместе с нами». Затем следует от лица персонажа поздороваться с детьми.
3. Не бойтесь использовать подручные средства. Тишины в группе можно достичь, прибегнув к помощи музыкальных инструментов: колокольчика, бубна, игрушечного барабана.
4. Если дети разбаловались в середине занятия, то можно попробовать применить несложные упражнения. Например, поиграйте в игру «Руки-ноги». По одному хлопку дети должны поднять руки, на два хлопка — встать, на три хлопка — топнуть. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях. Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете.
Другое упражнение называется «Кто меня слышит». Воспитатель по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз/посмотри на дверь/изобрази кошку». Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно.
Дисциплина не предполагает наказания. Цель вашего воспитания – формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительное время. Поэтому ваша задача – стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, почему воспитатель просит кушать молча и т. д.
Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал».
В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Детское поведение, черты характера - показатели педагогических усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «властвовать собой» (конечно же в меру детских возможностей).