Жанна Панарина
Консультация для воспитателей «Особенности формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития связной монологической речи
у детей дошкольного возраста.
Каждое слово языка, каждая его форма,
каждое выражение есть результат
мысли и чувства человека,
через которые отражается в слове
природа страны и история народа.
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания наших дошкольников. Ребёнка можно обучать и воспитывать, но нельзя заставить выживать и развиваться. Чтобы он хотел жить и хотел узнавать, необходимы условия. И успешное решение нашей задачи зависит от многих условий – социального окружения, семейного благополучия, познавательной активности дошкольника, индивидуальных особенностей личности, комфортной обстановки, стабильности и речевой среды.
Владение связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.
Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:
- Описание (мир в статике) – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании раскрывается, то есть уточняется состав, структура, свойства, назначение (объекта). Назначение описания – запечатлеть какой-нибудь момент действительности, дать образ предмета, а не просто назвать его.
В описании употребляются языковые категории, раскрывающие сополагающие признаки фактов, явлений, предметов: слова с качественным и пространственным значением, именные конструкции, формы настоящего времени глаголов.
- Рассуждение – это установление причинно-следственных связей, модель монологического сообщения с обобщенным причинноследственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.
- Повествование (события в движении и во времени) – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развёртывающийся во времени и на первый план выдвигается порядок протекания действий. При помощи повествования передаётся развитие действия или состояние предмета. Разновидностью повествования является рассказ, в котором различаются: завязка, кульминация, развязка. Схема повествования представляется следующим образом:
- Начало события
- Развитие события
- Конец события
В повествовании сообщается: о событии, о переживании, о состоянии и настроении, краткое сообщение о фактах.
Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определенное влияние на протекании всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру.
Из выше сказанного можно обобщить - монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий.
C вязное высказывание отражает уровень развития ребенка: речевого, умственного и эмоционального, оно показывает, насколько ребенок владеет словом, богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи, умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно и грамотно отражало замысел говорящего.
Построение цельного и связного текста требует от ребенка овладение рядом языковых умений:
- соблюдать структуру определенного типа текста
- строить высказывание в соответствии с темой
- отбирать лексические и грамматические средства
- пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации
- соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств.
Организованный вид речи требует специального речевого воспитания. Монологическая речь является относительно развернутым видом речи и в большой степени она произвольна. Произвольность монологической речи предполагает избирательно пользоваться уместными для данного высказывания языковыми средствами.
Основы будущей связной речи закладываются уже на втором году жизни в процессе непосредственного эмоционального, практического общения с взрослыми. Медленно и постепенно речь приобретает развернутый, связный характер и уже к пяти годам устная речь ребёнка дошкольника, много общающегося с взрослыми, становится достаточно богатой и полной. Однако проблема состоит в том, что ни один ребёнок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. И говорящий ребёнок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово.
Дети допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложении в тексте. Многие дошкольники нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. В их рассказах часто присутствуют элементы повествования и описания. Необходимо отметить, что в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается такое явление, как монологизирование. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Такую речь можно назвать эгоцентрической.
Необходимо отметить, что монологическая речь может выполнять функцию осмысливания, но и её она выполняет специфическим образом: мысль, произнесённая вслух, приобретает большую осязательность. У дошкольника повышенная эмоциональная возможность и большая потребность в эмоциональной разрядке. Отсюда потребность и в том, чтобы сделать мысль и внутреннее переживание внешне обязательным фактом. Поэтому монологизирование наблюдается относительно часто. Монологическая речь мало употребима, так как речь ситуативная, и одна реплика вызывает другую, идёт чередование высказываний. Характерной особенностью ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика интонации, жесты, усиливающие повторения и многие другие средства выразительности, которыми ребёнок пользуется совершенно непроизвольно, но очень широко, часто значительно перевешивают то, что заключено в значении его слов. Эмоционально-выразительные моменты сохраняются и в более старшем возрасте. И необходимо отметить, что степень этой эмоциональности зависит от индивидуально-типологических особенностей и от темперамента. Ситуативность речи не есть функция возраста, она меняется у одних и тех же детей в зависимости от задач и условий общения.
Связная речь – основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Мы знаем основные характеристики связного развернутого высказывания:
- тематическое и структурное единство
- адекватность содержания поставленной коммуникативной задачи
- произвольность, плановость и конспективность изложения
- логическая завершенность
- грамматическая связанность
Для детей дошкольного возраста характерны :
- нарушение связности, пропуски смысловых звеньев повествования
- нарушение логической последовательности повествования
- незавершенность микротем
- длительные паузы на границах фраз
- возвращение к ранее сказанному
Выражены лексические затруднения:
- недостатки в грамматическом оформлении предложений
- бедный запас слов
- неправильное оформление связи слов
- пропуски слов
- ошибки в образовании глагольных форм
- дублирование элементов фразы.
Развитие устной монологической речи имеет важное значение. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими. У ребёнка развивается обобщающая функция мышления. Обобщающая и коммуникативная функция речи формируются в тесном единстве – с помощью речи ребёнок не только получает новую информацию, но и усваивает её. С помощью речи у ребёнка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает её более дифференцированной и обобщенной. И формирование монологической речи способствует овладению интеллектуальными операциями мышления, способствует развитию у ребёнка возможности адаптироваться в межличностных отношениях.
Монолог требует развития следующих умений:
- понимать тему
- отбирать материал к высказыванию
- систематизировать материал
- совершенствовать высказывание
- строить высказывание в определенной композиционной форме
- выражать свои мысли правильно.
Развитие речи-монолога очень важно ещё и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И если младшие дошкольники могут составить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет и привносить в него свои элементы. Первые игры-занятия по пересказу литературных произведений строятся на пересказе хорошо известных сказок. Первые сюжеты должны быть простыми, но со временем задания усложняются. Воспитатель предлагает придумать продолжение сказки, или изменить концовку, т. е. необходимо стимулировать развитие воображения.
Используются различные виды творческих игр-заданий по обучению разным видам монологической речи. Игры и упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картин («Самый внимательный» и т. п.) Придумывание названия к каждой последовательной картинке предложенной серии (к каждому фрагменту, эпизоду). Придумывание названия к картине или серии картинок. Придумывания разных вариантов названия. Темы из личного опыта.
При обучении рассказыванию используем составление текста коллективно (командами). Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом картин. Придумывание предложения к действию, изображенного на картине. Восстановление содержания изображенного на картине, закрытого экраном (фрагмент не показывается, опираясь при этом на вопросы воспитателя. Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. Взрослый начинает её, помогая связками «однажды», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось». В конце истории ребёнок придумывает заглавие. Самостоятельное словесное творчество, специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок. Игры-фантазии на основе восприятия музыкальных произведений. Сочинение сюжетных историй на основе логики развития музыкального образа произведения («сочиняем музыкальную сказку»).
При обучении пересказу используем рисование на тему произведения с последующим пересказом по выполненным рисункам.
Монологическая речь излагается в более полной форме, в логической последовательности. Изображение отдельных персонажей и отдельных эпизодов рассказа или сказки и их словесное описание. Проводим игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения, предлагаем восстановление деформированного текста с последующим пересказом:
-восстановление нужной последовательности предложений
-подстановка в текст пропущенных словосочетаний.
Составляем «творческие пересказы», заменяя при этом место действия, действующие лица, изменяя изложение события сказки или рассказа, время действия происходящего. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на 3 части: зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец, по которой дети самостоятельно составляют текст.
Чтобы повысить уровень собственной речи каждого ребёнка, хорошо вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами, фольклорными формами, звукоподражаниями. Необходимо направлять ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи, которая изначально должна решаться на материале небольшого рассказа, объем которых не превышает одного смыслового отрезка, а затем на тексте, состоящем из нескольких смысловых частей. На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы. Адекватное восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения-все эти действия требуют достаточного уровня развития связной речи – и диалогической, и монологической.
По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет сочинять, рассказывать, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эмоционального и эстетического развития.
Это обусловлено его социальной значимостью и ролью в формировании личности.