Марина Тиунова
Консультация для воспитателей: Особенности естественнонаучных и экологических экспериментов.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :Особенности естественнонаучных и экологических экспериментов.
В наше время из-за недостаточной методической и фактологической разработанности, экспериментирование является одним из наиболее сложных методов обучения. Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил; некоторые из них приведены ниже.
Публикация «Консультация для воспитателей: Особенности естественнонаучных и экологических экспериментов,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Поскольку в подавляющем большинстве природоведческих экспериментов в качестве объектов наблюдений выступают живые организмы, ведущим принципом работы является принцип: «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Так, в детском саду не разрешается собирать коллекции насекомых, делать чучела птиц, наблюдать, как одни животные поедают других.
Например, в одном из методических пособий содержится описание такого опыта: «Оторвите мухе крылья и бросьте на паутину; понаблюдайте, как паук опутает муху паутиной и будет высасывать её содержимое», или «Покормите аквариумных рыбок живым кормом и понаблюдайте, как они будут их ловить». Безусловно, ни эти, ни аналогичные им эксперименты в детском саду недопустимы.
В экспериментах с растениями тоже следует избегать воздействий, наносящих вред, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги или иными способами доводить растения до гибели. Воздействия данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в порядке наблюдений, а не специально организованном эксперименте.
Детей часто тревожит вопрос, не больно ли деревьям и траве; поэтому при осуществлении агротехнических мероприятий необходимо постоянно подчё ркивать: нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но, несмотря на это, они всё равно болеют. Их можно подрезать; тогда они хоть немного и поболеют, но потом будут расти лучше (сравнить с уколом, который делают детям по медицинским соображениям, но нельзя ломать и рвать бездумно и бессмысленно.
2. Не рекомендуется при проведении наблюдений приносить в детский сад любой живой объект. Дети должны знать, что в природе каждое животное имеет свою территорию, границы которой помечает пахучими веществами. Попав на чужую территорию, животное может быть уничтожено хозяином. Кроме того, на незнакомой территории животное не знает, где можно спрятаться, где найти пищу. Животное всегда будет стремиться найти свой участок, а совершая большие переходы, почти наверняка погибнет.
3. Во время опытов любые, на первый взгляд самые безобидные, процедуры могут явиться причиной травм детей. В связи с этим необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности, усилить контроль за поведением детей. Если возникает хотя бы минимальная опасность, например, работа со свечой или с горячей водой, опыты лучше проводить индивидуально или небольшими группами.
4. Совершенно недопустимы опыты, в которых создаё тся реальная угроза жизни и здоровью детей: работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т. п.
5. Особое внимание необходимо уделить вопросам гигиены. Дети уже в средней группе должны привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом, и приводить в порядок своё рабочее место, оборудование.
6. При проведении природоведческих экспериментов всегда есть некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Иногда всё это связано с тем, что не были соблюдены некоторые нюансы методики экспериментирования, но чаще всего обусловлено непредсказуемостью поведения живого объекта.
Например, нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котёнок, взойдут ли посеянные семена, приживётся ли пересаженное растение. Поэтому воспитатель должен быть постоянно готов встретиться с незапланированными явлениями.
Всегда необходимо помнить и глубоко осознавать: непредусмотренный результат не является неправильным.
Отличительная особенность природоведческих экспериментов заключается в том, что их результат всегда бывает правильным, т. е. таким, каким должен быть в сложившихся условиях. Если он не соответствует ожидаемому, значит, не соблюдены какие-то условия, неудачно подобран объект, не учтено его физиологическое состояние и т. п.
Например, ветки деревьев, срезанные в декабре, скорее всего, не распустятся, потому что растения находятся в это время в состоянии физиологического покоя.
Из сказанного следует вывод: воспитатель всегда должен обсуждать с детьми тот результат, который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя, и детей видеть природу такой, какова она есть. Зачастую увиденный результат бывает более интересным, чем запланированный. Нужно помнить, что природа никогда не обманывает и никогда не ошибается. Случается только то, что должно случиться.
7. Иногда животные, принесённые в уголок природы или живущие там постоянно, по какой-либо причине гибнут. Как правильно отреагировать на это событие?
В принципе дошкольникам знакомо понятие «смерть», но они ещё не созрели для встречи с нею в реальной жизни. Естественной реакцией на гибель животного должна быть печаль. Однако реакция может быть и иной: у кого-то возникает страх, у кого-то – жалость и равнодушие. Не исключено, что педагогу придётся увидеть любопытство, злорадство и даже (правда, в редчайших случаях) наслаждение. Каждая из этих эмоций нежелательна. Она может закрепиться в сознании детей и сохраниться на всю жизнь. Поэтому, если воспитатель поймёт, что какое-то животное вот-вот погибнет, необходимо принять меры, чтобы дети не наблюдали процесса умирания. В дальнейшем, зная обстоятельства гибели животного и психологические особенности своих детей, педагог либо скажет им истину, либо заменит её правдоподобной версией по поводу исчезновения животного. В тех же случаях, когда смерть животного скрыть не удалось, ни в коем случае нельзя выбрасывать его на помойку или в мусорное ведро, где дети могут его увидеть. Нужно выразить общепринятое уважение к умершему. Не беда, если кто-нибудь из детей заплачет, это вполне естественная реакция при расставании со своим другом. Но нельзя организовывать коллективные похороны, привлекать детей, которые боятся мёртвых, или, напротив, паясничают, или неуместно шутят, нарушая общее настроение. Всё должно осуществиться быстро, без каких-либо ритуалов и психологического надрыва.
Задача воспитателя – показать, что смерть является закономерным окончанием жизни, и не акцентировать на данном событии особого внимания. При этом надо внушить детям, что они не виноваты в гибели животного: они сделали всё, что могли, но спасти животное, к сожалению, не удалось.
Всё вышесказанное относится, естественно, только к тем случаям, когда животное гибнет по объективным причинам, не зависящим от воспитателя и детей. Чаще всего это происходит из-за наступления старости. Естественная продолжительность жизни многих мелких животных (некоторых аквариумных рыбок, хомячков) невелика – около 2-3 лет. Не исключена возможность их заболевания. Но в детском саду не должно быть случаев гибели живых организмов (не только животных, но и растений) из-за халатного отношения, из-за отсутствия еды и воды. Если педагогу не жалко животного, если он способен уморить беззащитное существо голодом по собственной лености, значит, он в принципе не способен воспитать у детей гуманные черты характера. Сколько бы он не проводил бесед на морально-этические темы, его равнодушие и жестокость всё равно оставят след в душах детей.