Шиголина Татьяна
Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. А. Шиголина, воспитатель МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик»
Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В дошкольной педагогике становление этого направления началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 1990-е годы и связано оно с проявлением творческой инициативы специалистов дошкольного воспитания [4].
Публикация «Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, основанной на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру. Его содержанием являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природа, планета Земля. Экологическое воспитание должно обеспечивать развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. С. Н. Николаева под экологической культурой рассматривает «Совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту» [5].
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает четыре основных составляющих:
1. Нравственное воспитание, направленное на формирование гуманного отношения к природе, сочувствие, сопереживание с объектами природы.
2. Интеллектуальное развитие ребенка, предполагающее формирование системы взглядов об уникальности всего живого на Земле и взаимосвязях между собой различных объектов природы.
3. Развитие эстетических чувств путем развития умения видеть и чувствовать красоту природы, пробуждения желания сохранить её красоту.
4. Воспитание активной жизненной позиции путём посильной деятельности на благо природы.
Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального восприятия природы в сочетании с практической деятельностью по её улучшению является необходимым условием достижения цели экологического воспитания дошкольников.
Учитывая возрастные особенности детей – неустойчивое внимание, быструю утомляемость от однообразной деятельности, высокую эмоциональность, любознательность, педагоги постоянно ищут новые разнообразные формы и методы занятий экологической и природоохранной тематики. Среди наиболее распространенных являются экологические праздники, игры, экологические сказки, экскурсии [1, 2].
Остановимся более подробно на организации экологических экскурсий. Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на представлении ребенку максимальных возможностей для организации контактов, общение детей с миром природы. На экскурсии дети воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.
При подготовке и проведении экологической экскурсии для детей дошкольного возраста необходимо придерживаться нескольких основных правил:
Длительность экскурсий для детей 5-6 лет не должна превышать 30-40 минут.
Место проведения экскурсии должно быть новым для ребят, или обладать какими-то элементами новизны.
Необходимо заранее определить маршрут экскурсии, наметить интересные места остановок и объекты показа. Для детей такого возраста оптимально 4-6 объектов.
Рассказ об объекте должен быть эмоциональным и достаточно кратким, чтобы не переутомлять детей.
Для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию можно сопровождать чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, использовать загадки, народные пословицы т поговорки.
Необходимо предусмотреть возможности для двигательной активности экскурсантов, например небольшие подвижные игры, соответствующие тематике экскурсии,
Желательно предусмотреть возможность для организации практической природоохранной деятельности, или, как минимум, обсудить с детьми возможность и необходимость её осуществления (например, подкормить зимующих птиц) [3]
Следует учитывать, что экологические экскурсии, помимо своей основной цели – формирование экологической культуры ребенка, выполняют еще несколько важных функций: совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений; как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников; экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников, пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению [6]
Таким образом, экологические экскурсии, оказывая комплексное воздействие на личность ребенка, способствуют формированию его экологической культуры, что предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асташина, Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки «Как синичка в гости летала» // Биология в школе, 2001. – №40. – с. 8
2. Галушко, А. В. Современные подходы организации экологической работы с детьми на экскурсиях / А. В. Галушко, Ю. Ю. Тютина //Курорты. Сервис. Туризм. – 2016. – № 3-4 (32-33). С. 119.
3. Головачева, А. В., Ушакова М. М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48с.
4. Казанцева, А. В. Экологическое образование детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей (на примере цэвд «орнамент» г. Читы)/ А. В. Казанцева. // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. – 2010. –№ 1. –С. 109.
5. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
6. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
© Т. А. Шиголина, 2017