Папки-передвижки

Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста

Шиголина Татьяна
Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. А. Шиголина, воспитатель МБДОУ Воротынский детский сад № 6 «Золотой ключик»

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. В дошкольной педагогике становление этого направления началось гораздо позже, чем в системе школ и вузов. Особенно бурное развитие этого направления наблюдалось в 1990-е годы и связано оно с проявлением творческой инициативы специалистов дошкольного воспитания [4].

Публикация «Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, основанной на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру. Его содержанием являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природа, планета Земля. Экологическое воспитание должно обеспечивать развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. С. Н. Николаева под экологической культурой рассматривает «Совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту» [5].

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает четыре основных составляющих:

1. Нравственное воспитание, направленное на формирование гуманного отношения к природе, сочувствие, сопереживание с объектами природы.

2. Интеллектуальное развитие ребенка, предполагающее формирование системы взглядов об уникальности всего живого на Земле и взаимосвязях между собой различных объектов природы.

3. Развитие эстетических чувств путем развития умения видеть и чувствовать красоту природы, пробуждения желания сохранить её красоту.

4. Воспитание активной жизненной позиции путём посильной деятельности на благо природы.

Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального восприятия природы в сочетании с практической деятельностью по её улучшению является необходимым условием достижения цели экологического воспитания дошкольников.

Учитывая возрастные особенности детей – неустойчивое внимание, быструю утомляемость от однообразной деятельности, высокую эмоциональность, любознательность, педагоги постоянно ищут новые разнообразные формы и методы занятий экологической и природоохранной тематики. Среди наиболее распространенных являются экологические праздники, игры, экологические сказки, экскурсии [1, 2].

Остановимся более подробно на организации экологических экскурсий. Современные подходы к организации экологической работы с детьми дошкольного возраста основываются на представлении ребенку максимальных возможностей для организации контактов, общение детей с миром природы. На экскурсии дети воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними.

При подготовке и проведении экологической экскурсии для детей дошкольного возраста необходимо придерживаться нескольких основных правил:

Длительность экскурсий для детей 5-6 лет не должна превышать 30-40 минут.

Место проведения экскурсии должно быть новым для ребят, или обладать какими-то элементами новизны.

Необходимо заранее определить маршрут экскурсии, наметить интересные места остановок и объекты показа. Для детей такого возраста оптимально 4-6 объектов.

Рассказ об объекте должен быть эмоциональным и достаточно кратким, чтобы не переутомлять детей.

Для эстетического восприятия окружающей природы экскурсию можно сопровождать чтением отрывков из поэтических произведений, доступных данному возрасту, использовать загадки, народные пословицы т поговорки.

Необходимо предусмотреть возможности для двигательной активности экскурсантов, например небольшие подвижные игры, соответствующие тематике экскурсии,

Желательно предусмотреть возможность для организации практической природоохранной деятельности, или, как минимум, обсудить с детьми возможность и необходимость её осуществления (например, подкормить зимующих птиц) [3]

Следует учитывать, что экологические экскурсии, помимо своей основной цели – формирование экологической культуры ребенка, выполняют еще несколько важных функций: совместная практическая деятельность в ходе экскурсий объединяет детей, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений; как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников; экскурсии благотворно влияют на физическое развитие дошкольников, пребывание на свежем воздухе способствует оздоровлению [6]

Таким образом, экологические экскурсии, оказывая комплексное воздействие на личность ребенка, способствуют формированию его экологической культуры, что предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асташина, Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки «Как синичка в гости летала» // Биология в школе, 2001. – №40. – с. 8

2. Галушко, А. В. Современные подходы организации экологической работы с детьми на экскурсиях / А. В. Галушко, Ю. Ю. Тютина //Курорты. Сервис. Туризм. – 2016. – № 3-4 (32-33). С. 119.

3. Головачева, А. В., Ушакова М. М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2009. 48с.

4. Казанцева, А. В. Экологическое образование детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей (на примере цэвд «орнамент» г. Читы)/ А. В. Казанцева. // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. – 2010. –№ 1. –С. 109.

5. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. М. : Просвещение, 2002. – 144 с.

6. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

© Т. А. Шиголина, 2017

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Методика организации и проведения экскурсий для воспитанников ДОУ» Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность.

Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе «Экологические круги» Дидактическая.

Дидактические игры по формированию экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Игра «На животноводческой ферме». Дидактическая.

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста методом моделированияФормирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста методом моделирования С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщения и систематизация знаний о природе. Использование моделей подводит детей.

Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок ТЕМА: Формирование элементарных экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста посредством экологических сказок. В современном.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей 5-6 лет» Автор: Абраменко Альбина Улугбековна, воспитатель Пояснительная записка.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Опыт работы воспитателя «Формирование экологических начал у детей дошкольного возраста» Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 23:36
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации экологических экскурсий для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шиголина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД