Альфия Серебренникова
Консультация для воспитателей «Обучение ребёнка сенсорным понятиям о величине»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие о величине формируется на основе предметной деятельности. Примерно в возрасте 10 месяцев ребёнок начинает овладевать сложными осмысленными действиями с предметами, в частности он вкладывает предметы в ёмкости.
2. Сначала мы даём малышу предметы намного меньше размером, чем посуда. Позднее можно предложить ему посуду меньшего размера, чем вкладываемый предмет или несколько предметов и столько же соответствующих по размеру предметов. Показываем образец игры. Даём ребёнку возможность самому «поработать» с вкладыванием предметов в посуду. Малыш сначала действует методом «тыка», подбирая соответствующего размера предметы к ёмкости, примерно к 1г-1г3мес он зрительно начинает соотносить величины.
Темочки:
- Величина, сравниваем по величине
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
3. Для различения 2-х контрастных величин можно использовать любые сюжетные действия с 2-мя подобными предметами: например, покатай большого зайца в большой машине, а маленького – в соответствующей. Положи мячик в большое ведёрко, а шарик – в соответствующее.
4. Величины брать ярко контрастирующие. Если берём посуду для маленького предмета, то большой предмет заведомо не войдёт в данную ёмкость.
5. Для изучения величин придуманы специальные игрушки: пирамидки, вкладные чашечки и бочонки, матрёшки. Для малыша в возрасте около 1 года работа с матрёшкой или бочонком будет затруднительна, а вот чашки он освоит с удовольствием.
6. В норме в 1г 3 месяца ребёнок визуально различает 2 контрастные величины. Это проявляется в том, что при игре с 2-мя вкладными чашками он, оценив размер визуально, правильно вкладывает одну чашку в другую.
7. Дальнейшее изучение величины предполагает различение уже 3-х, затем 4-х и позднее 5-ти величин : большой-средний-маленький, большой-средний-маленький-очень маленький (или в начале очень большой, огромный-большой-средний-маленький-крошечный. К 4-м годам малыш различает и называет несколько величин.
8. Впервые ребёнок назовё т размер в возрасте около 2-х лет: большой или маленький, хотя визуально он уже будет подбирать по величине различное количество предметов. Например, соберёт 5-8-уровневую пирамиду, если взрослый покажет ему образец. В 3 года малыш может назвать средний предмет. В 4 года ребёнок уже умеет сравнивать предметы и назовёт, какой предмет больше, а какой меньше.
9. Как показал опыт, сенсорные знания, в отличие от представлений об окружающем не формируются стихийно. Приходит в группу нормативный ребёнок по интеллекту и речи, но путается в назывании величин, форм и цвета предметов, то есть в элементарных сенсорных понятиях. Развитие представлений о величине, как и о других сенсорных понятиях возможно только при методичной и постоянной работе взрослого с ребёнком.