Cветлана Стрюкова
Консультация для воспитателей «Образовательные ситуации по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРЗАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 2»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила и провела:
Стрюкова Светлана Вениаминовна
Высшая квалификационная категория
ЯРОСЛАВЛЬ
2018
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Публикация «Консультация для воспитателей „Образовательные ситуации по формированию звуковой культуры речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитание ЗКР одна из важнейших задач развития речи в детском саду, т. к. именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
На сегодняшний день проблемой является, то, что с нормой речевого развития в младшем и среднем возрасте всего 15 % детей.
Речевое развитие детей младшего и
среднего дошкольного возраста
дети с нормой речевого развития
дети с речевыми нарушениями
СЛАЙД 1
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Для звуковой стороны русского языка характерна певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука.
Эмоциональность, щедрость русского языка находят своё выражение в интонационном богатстве.
СЛАЙД 2
ЗКР включает в себя: фонематическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и четкую дикцию, т. е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.
Работа по ЗКР должна вестись в следующих направлениях:
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношение звуков, слов, четкой артикуляции;
- развитие восприятия речи (слуховое внимание, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух)
работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации работы таких как:
- систематичность, чтобы выработанные навыки закреплялись и становились более прочными;
Под индивидуальными особенностями необходимо понимать любое расстройство речи, которое в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка.
К нарушениям речи относятся алалия, косноязычие, ринолалия, временная задержка речи, тугоухость, заикание, дисфония.
Эти показатели отклонений должны отследить воспитатели. Формирование правильного звукопроизношения осуществляется при последовательной отработке всех звуков родного языка. Отработка всех звуков родного языка предусматривает 4 вида работы, последовательно сменяющих друг друга:
1 вид: уточнение движений артикуляционного аппарата
2 вид: уточнение произношения изолированного звука и в слогах и развитие речевого слуха;
3 вид: формирование правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха;
4 вид: формирование правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
Формирование ЗКР на 3-ем году жизни связано с овладением новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных, использование общеречевых умений (речевое дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.)
Ребенок учится воспроизводить звуки.
В 1 младшей группе еженедельно проводятся специальные занятия по формированию ЗКР, которые включают в себя артикуляционную гимнастику. Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание, а так же, чтобы артикуляционный аппарат обладал большой подвижностью.
Задачи по формированию ЗКР в 1 младшей группе.
- Развивать речедвигательные и речеслуховые анализаторы ребенка для своевременного развития произвольной стороны речи.
- Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса.
- Развивать пространственный слух,
- Вызывать правильное произношение звуков
Виды занятий
- Дидактические игры с игрушками;
- Рассказы. Драматизация;
- Рассказ воспитателя с включениями высказываний детей;
- Игры с элементами движений.
Задачи по формированию ЗКР во 2 младшей группе.
- Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики в процессе работы над простыми по произношению звуками : [а],[у],[о],[и],[э],[б],[п],[м],[в],[ф].
- Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
- Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Специальные занятия по ЗКР желательно проводить не реже 1-2 раз в месяц. В зависимости от поставленной задачи. Занятия по ЗКР могут состоять из 2 или 3 частей.
Наиболее рациональной является такая структура:
1 часть- задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков;
2 и 3 части - игры и упражнения по развитию слухового внимания, словопроизношению, голосового аппарата.
Задачи по формированию ЗКР в средней группе.
В этот период происходит формирование правильного произношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого
дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами.
- Готовим артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики в процессе работы над простыми по произношению звуками : [т],[д],[н],[к],[г],[х],[ы].
- Вызвать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков : [с],[с'],[з],[з'],[ц].
- Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
- Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Обучение проводится на занятиях и вне. Занятия проводятся 3 раза в месяц.
Структура занятий
1 часть - подготовка органов артикуляции;
2 часть - закрепление произношения этого звука в слове;
3 часть - учить произносить звук во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек и т. д.)
В старшей группе продолжается работа по усвоению правил произнесения всех звуков родного языка, дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.
Задачи по формированию ЗКР в старшей группе.
- Формировать четкость движения органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками : [й],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[л'],[р],[р'].
- Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных Я,Е,Ё, Ю; шипящих звуков[ш],[ж],[ч],[щ] и сонорных [л],[л'],[р],[р'].
- Продолжать работу направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
- Продолжать работу над чётким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.
В подготовительной группе продолжается развитие артикуляционного аппарата (умение вычленять в словах и фразах определенные звуки, слоги и ударения).
Ознакомление с фонематической структурой слова, оказываем серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи.
Задачи по формированию ЗКР в подготовительной группе.
- Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
- Развивать навыки звукового анализа слов
- Развивать умения дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.
Структура занятий в старшей и подготовительной группе.
Занятия проводятся фронтально и индивидуально
Цель: учить произносить смешанные звуки, дифференцировать их.
1 часть- показ и объяснение артикуляции звука. Упражнение на произношение.
2 часть- упражнения с целью закрепления и дифференциации звуков
3 часть- упражнение на произношение звука в связной речи.
4 часть - произнесение чистоговорок, поговорок, скороговлрок, потешек с целью упражнения детей в умении менять силу голоса (громко -тише - еще тише- шепотом; темп речи, в отчетливом произнесении звуков и слов, вырабатываются навыки исполнения вопросительной и повествовательной интонации.
Памятка по работе над звуками.
„к. Планируя работу в каждой группе, следует учитывать обычную у
последовательность работы над звуками : ,/
у 1. Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звука. «v 2. Вызывание или уточнение произношения звука (изолированное произношение
звука) У'
У 3. Закрепление (автоматизация) звука в словах, фразах. (Закрепление в слогах мы «' v не берем, так как детей дошкольного возраста нельзя тренировать на повторении
v непонятных для них звукосочетаний, их надо обыграть) /
4. Закрепление (автоматизация) звука в стихах, потешках, скороговорках, загадках, / * пословицах. /
"* При работе над звукопроизношением у детей необходимо соблюдать следующие *'
правила:
* 1. При введении звука в речь ребенка недопустимо исправление неправильного «
* произношения на каждом слове. Это мешает высказаться ребенку, нервирует его, v
* а иногда может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к w отказу от речи.
* 2. Во время занятия по звукопроизношению дети должны стоять или сидеть так,
чтобы хорошо было видно лицо воспитателя.
* 3. При проведении игр для развития речевого дыхания необходимо помнить, что s
каждый ребенок может в них участвовать не более 10 секунд и то с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение. *
3 4. Воспитателю следует при объяснении игры учитывать четкость дикции, ясность ’ изложения цели и содержания игры, увлекательность и доступность оформления ® задания.
5. В процессе работы над всей речью ребенка необходимо уже с младшей группы воспитывать спокойную, плавную, достаточно громкую речь. *
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного звукопроизношению.
надо в игровой форме познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: губами, зубами, языком, нёбом, - меняя в каждой группе соответственно возрасту объем и форму вопросов.