Виктория Ведутенко
Консультация для воспитателей «Области применения ИКТ педагогами ДОУ в контексте ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий.
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие для достижения педагогических целей специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео).
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:
Публикация «Консультация для воспитателей „Области применения ИКТ педагогами ДОУ в контексте ФГОС“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
• Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
• Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место.
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий:
• возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
• индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
• создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.
Цель ИКТ – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
1) Ведение документации:
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка.
Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2) Методическая работа, повышение квалификации педагога :
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность.
Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.
3) Воспитательно - образовательный процесс:
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
• организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;
• организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;
• реализация проектов;
• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
В воспитательно-образовательном процессе педагог при использовании ИКТ применяет следующее оборудование:
• Телевизоры с DVD приставками,
• Компьютеры,
• Мультимедийный проектор,
• Принтер,
• Магнитофоны,
• Интерактивная доска,
• Видео- и фотокамера.
В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
• создание мультимедийных презентаций;
• работа с ресурсами Интернет;
• использование готовых обучающих программ;
• разработка и использование собственных авторских программ.
Большие возможности в образовательной деятельности предоставляет использование мультимедийных презентаций:
• обучающий и развивающий материал представляет систему ярких опорных образов, что вызывает у ребенка живой интерес, позволяет сделать деятельность эмоционально окрашенной и привлекательной;
• информация имеет определенную структуру, алгоритм деятельности, является прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что способствует хорошей результативности занятия;
• у детей развиваются внимание и зрительная память, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств;
• задействуются различные каналы восприятия, что помогает заложить информацию не только в фактологическом, но и ассоциативном виде.
Использование мультимедийных презентаций позволяет успешно решить задачи и по здоровьесбережению детей: разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, когда ребенок следит глазами за движением предметов на экране.
Классификация существующих обучающих программ для дошкольного возраста:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. Простейшие программы по сенсорике, обучению чтению, математике, логике и др.
3. Игры-путешествия, «бродилки».
4. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
5. АРТ - студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, знакомиться с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
При этом следует отметить, что использование ИКТ не заменяет использование других приемов и методов в работе с детьми, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка и педагога; тем самым, ускоряет процесс достижения положительных результатов в педагогической деятельности.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации специалистов дошкольного образования/ под ред. М. Л. Семеновой. – Челябинск ЧИППКРО, 2013
4. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду //Дошкольное воспитание, 1991, №5
5. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М, Сфера, 2008.
6. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание, 2000, № 11.