Оксана Драгункина
Консультация для воспитателей «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми по элементам ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми по элементам ТРИЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.
Одной из эффективных педагогических технологий для освоения детьми процесса заучивания стихотворения является ТРИЗ. В ТРИЗЕ используют технологию шифрования.
Шифрование – это эффективная технология обучения дошкольников заучиванию стихотворений, а также основам грамоты. Целью данной технологии является: формирование у детей осознанного отношения к процессу заучиванию; освоение детьми знаковых систем, схем, моделей, их расшифровке, т. е. самостоятельно, создавать знаки для шифровки, способность «расшифровывать» информацию, т. е. преобразовывать из абстрактных символов, знаков в реальные образы, действия, признаки и т. д. усвоение грамматического строя речи: согласование названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентировка на окончания слов (красный мяч, красная юбка); использование в речи предлогов (в, над, под, между, около).
Наглядность: чистый лист бумаги, расчерченный по количеству строк и количеству слов в строке.
Технологическая карта освоения процесса заучивания стихов.
1. Обсудить с детьми тексты любимых стихотворений. Побуждать детей рассказывать знакомые стихи.
2. Предложить стихотворение для заучивания текста. Выставить таблицу для схематизации слов стихотворения.
Например: Стихотворение «Встали девочки в кружок» А. Л. Барто Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка.
Пусть горит всегда.
Для заучивания этого стихотворения необходима пустая таблица, в ячейки которой вставляются схемы каждого слова текста, в том числе и предлогов.
Таблица для схематизирования
3. Схематизация текста вместе детьми. Сначала дети предлагают различные варианты схематизации слов, затем выбирается и зарисовывается наиболее подходящий символ. Эти символы у них остаются в памяти. В зарисовке схем активно участвуют сами дети. С 5-ти лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо схематизировать текст стихов.
4. По окончании шифрования дети сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно зачитывают стихотворение с выразительными интонациями, а иногда обыгрывая строчки.
У детей должны быть индивидуальные папки для самостоятельно засхематизированных стихотворных текстов. Можно самим создать рифмы и самостоятельно схематизировать и вкладывать в индивидуальные папки речевого творчества.
Примечание. Воспитатель время от времени возвращается к схемам ранее выученных стихов и побуждает детей повторно рассказать их.
Вечером, где прописываются занятия, можно родителям предложить зашифровать стихотворение :
Уважаемые родители!
Мы с детьми разучивали стихотворение. Пусть они вам зашифруют и расскажут.
Таким образом, использование подобных таблиц и шифрование слов в стихах облегчает процесс запоминания, делает его увлекательным, укрепляет ситуацию успеха у самого робкого и неуверенного ребенка. Убрав таблицу через некоторое время, дети легко вспоминают картинки и их последовательность, а затем легко вспоминают слова.
Применение ТРИЗ отлично способствует быстрому и самостоятельному запоминанию стихов дошкольниками, формирует у них осознанное отношение к процессу заучивания. У ребят развивается сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки. Так же ТРИЗ-технологии позволяют ребятам развиваться не только в отведенное расписанием занятий время, но и в любые режимные моменты.
Практическая работа.
Стихотворение «Снеговик» Татьяна Гусарова
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!