елена титова
Консультация для воспитателей «Народные названия растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей отношения к миру природы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Народные названия растений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Растения. Изучаем мир растений
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
В традиционной культуре наших предков ребенок с малых лет ощущал родство, единство с окружающим миром, понимал, что окружающий мир и человек созданы по одним и тем же законам. Но, к сожалению, в настоящее время человек нарушил гармонию в отношениях с окружающим миром, и это привело к страшным экологическим бедствиям.
Поэтому важно закладывать основы экологической культуры закладывать в детстве.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать растения, наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности (деревья, кустарники, травянистые растения). Воспитатель выбирает наиболее ярко цветущие в разные времена года растения и показывает их детям.
Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался частью мира каждого ребенка.
Педагоги, исследователи, родители, отмечают, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними. Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения.
Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир растений. В народных названиях растений отражены особенности внешнего вида, отношения к ним человека, использование их, приспособленность к среде обитания.
В процессе воспитания организуются прогулки и занятия, на которых дети рассматривают растения, описывают их, придумывают названия, объясняют, почему они решили именно так назвать то или иное растение.
Чтобы «подогреть» интерес к изучаемому объекту, воспитатель должен знать о нем немного больше чем требуется. Так, знакомя ребенка с обыкновенным одуванчиком, можно рассказать детям о том, как его называли в древности «гуляй поле», «пустодуй» и поразмышлять об этом, познакомить детей с лекарственными свойствами растения. При наблюдении за березой можно рассказать детям о мордовской легенде появления этого дерева в лесах, познакомить с народным названием – килейне.
Использование в работе народных названий растений знакомит детей не только с красотой народного языка, но также с историей возникновения названия, внешним видом растения, стимулирует память. Воображение, внимание. Позволяет детям замечать в природе то, что ранее оставалось незаметно для глаз ребенка.
Все эти средства формирования интереса к природе родного края позволят в дальнейшем стимулировать познавательный природоведческий интерес ребенка, расширять кругозор и развивать культуру экологического поведения дошкольника в природе