Букреева Полина Валерьевна
Консультация для родителей «Народные праздники в Курской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Большим разнообразием отличается календарь русских народных праздников и календарных обрядов, одни из которых пришли из православия (традиционной религии русских, другие являются следствием языческих верований древних славян, тем самым отражая всегда присущие русскому народу моменты двоеверия.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Курская область, курск
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Праздники. Консультации для родителей
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Русская народная культура, фольклор
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
Традиционно основательными и широко распространенными были обряды зимнего солнцестояния (Святки, которые были приурочены к Рождеству Христову н Крещению, а также календарные обряды конца зимы (Масленица, Сырная неделя, проводимые перед самым Великим постом.
На Святки люди колядовали, готовили ритуальное печенье, гадали и рядились. На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний - 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами. На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.
На Масленицу также было принято рядиться, дети и взрослые катались на санях с горок и на качелях, и конечно, этот праздник не мог состояться без блинов и оладьев. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп. Завершалось празднование Масленицы массовым шествием народа с чучелом, символизирующим зиму, которое сжигали или разрывали на куски. Оба описанных обряда осуждались Русской православной церковью, поэтому их принято было завершать обрядами очищения на Крещение или в Прощеное воскресенье.
К весенним календарным обрядам и православным праздникам относятся праздник Сорока мучеников (Сороки, 9 марта, Благовещение (25 марта, день Святого Георгия (Григорий-вешний, 23апреля) и ряд других. Многие из них сопровождались пением песенок-веснянок и печением булочек в виде птичек (например, жаворонков).
Отмечая Пасху, готовили обрядовую пишу (крашеные яйца, творожная масса, сдобные куличи, снова ходили по домам, распевая обрядовые песни, играли, молодежь собиралась вместе и водила хороводы. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пишу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души». С восьмого дня Пасхи (Фоминой недели, Красной горки) начинались свадьбы.
Второе воскресенье после Пасхи согласно церковному календарю, открывает седмицу Жен-Мироносиц – женщин, которые, по евангельскому преданию, первыми пришли посетить склеп, где был погребен распятый Иисус Христос, но встретили у гробницы ангела, который объявил им о чуде Воскресения. Церковь почитает память о Женах-Мироносицах как о первых вестницах Христова Воскресения. В народе же этот день повсеместно считается женским праздником. В это воскресенье Южные районы Курской области — Суджанский, Беловский, Большесолдатский, Обоянский отмечали праздник «Маргоски». Празднование «Маргосок» происходит следующим образом: за пределы села — в лес, в яр (неглубокий овраг, в сад или на луг — выходят группы замужних женщин, часто со своими мужьями, устраивают совместную трапезу с обязательным блюдом — яичницей, которую готовят из яиц, собранных вскладчину. Повсеместно жители курских сел отмечают, что в «маргосовскую» яичницу обязательно нужно добавлять снег. Параллельно такие же гуляния могли устраивать молодые девушки. Общая трапеза завершалась пляской под «гульбишные» плясовые песни: «Ой, гульба, моя гульба», «Голова моя, головушка», «Мальчик-кучерявчик» и другие.
В качестве основных участниц обрядового гуляния указывают женщин, чаще замужних, хотя многие называют именно «молодежь» как основных участников маргосовских гуляний. Это было обусловлено своеобразной двухчастной структурой предбрачного поведения в пасхальный период: на Пасху женихи выказывали знаки внимания невестам, качая их на качелях, на Маргоски девушки угощали парней.
На Троицу, или предшествующую ей неделю (Семик, либо на неделю до — Русальную неделю, или же на Иванов день (Ивана Купала, 24 нюня) проводились обряды летнего солнцестояния. Троица сопровождалась ритуалами с березовыми ветками и деревцами. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.
На православный праздник Святой Троицы в селе Саморядово Большесолдатского района Курской области «по-русски» широко проводятся народные гуляния под названием «Левада». Своим названием «Левада», праздник обязан месту проведения гуляний. Левада – это огороженный зеленый заливной луг, где проходили народные гуляния. Во время этого праздника можно стать участником старинных обрядов: «завивание березки», обряд «кумление», обряд «гадание на венках, брошенных в реку». Кроме того, принять участие в массовом карагоде, попробовать блюдо русской кухни, услышать уникальные песни этой местности, а также сплясать «Тимоню» - красивейший народный танец, который родился в этой местности, услышать особую разновидность южно-русского диалекта.
На Русальной неделе рядились и шли сжигать куклу русалки. Ярко проходила и купальная неделя: люди гадали, обливались водой, проводили различные ритуалы с куклой, которую называли Купалой или Костромой. Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.
Праздник курского соловья.
У пернатого символа нашего края появился свой праздник. 4 июня жители города впервые отметили День курского соловья.
4 июня с давних времен на Руси считали соловьиным днем.
Жители региона по праву гордятся голосистой птицей. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клекот, посвист и множество других вариаций. Поэтому его часто упоминают в песнях, стихах и прозе. Например, классик русской литературы Иван Тургенев писал: «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена.»
В Курске есть Музей соловья, в усадьбе Афанасия Фета устраивают «Соловьиную ночь», ежегодно проходит соловьиная перепись, изучать трели уникального певца в нашу область приезжают крупные ученые.
Кстати, праздник совпал с завершением традиционной соловьиной переписи. Уже много лет подряд сотрудники Центрально-Черноземного биосферного заповедника имени профессора им. В. В. Алехина с помощью курян ведут учет поющих птиц. На этот раз в черте областного центра насчитали 270–300 соловьев.
На Петров день, 29 июня, летние праздники и календарные обряды завершались. В поминальные дни (родительские субботы) русские традиционно посещали кладбища своих предков, зимние поминальные дни проходили перед Троицей, а летние перед Днем святого Дмитрия Солунского, это 26 октября.
Праздники, обычаи и традиции Курской области являются типичными для центральных областей России, где абсолютное большинство населения составляют русские, и полностью отражают всю специфику русской культуры с некоторыми местными особенностями.