Лариса Максимова
Консультация для воспитателей на тему «Взаимодействие с родителями по формированию звукопроизношения у детей»
Взаимодействие воспитателя с родителями по формированию звукопроизношения у детей
(рекомендации воспитателям)
Ребёнок много времени находится вне стен детского сада, с родителями. Овладение ребёнком речью успешнее идёт тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и развивают его в семье. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется воспитателем в беседах и на консультациях. Эффективны и другие формы работы, например – организация стендов, где даются сведения о формировании звукопроизношения, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, при произнесении которых дети часто допускают ошибки, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей в уголке для родителей, чтение лекций с привлечением специалистов например, логопеда, который может рассказать родителям как предупредить и исправить некоторые недостатки звукопроизношения. В помощь родителям в формировании речи ребёнка в семье воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома некоторый практический материал – загадки, стихи, потешки, скороговорки, а также посоветовать какие книги следует читать детям, к беседе организовать выставку новых книг, которые было бы полезно прочитать ребёнку дома. На одном из собраний воспитатель акцентирует внимание родителей на задачах развития речи, стоящих перед педагогическим коллективом, на том, какую помощь в овладении ребёнком звуковой стороной речи может оказать семья. Воспитатель доводит до сведения родителей, как развивается речь у ребёнка, что он усвоил, или усвоил слабо, и в каких дополнительных занятиях нуждается. Интересными и полезными для родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о воспитании речи в семье сами родители. Воспитатель может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они развивают речь ребёнка. Полезны открытые занятия по развитию речи, где могли бы присутствовать родители. Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идёт равномерно, родители часто интересуются, не отстаёт ли их ребёнок в речевом развитии, когда он научится правильно произносить тот или иной звук? Воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и т. д. Чтобы предупредить несовершенства речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы ребёнка, вовремя обращаться к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы. Также важная роль в овладении звукопроизношением принадлежит слуху. Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок, прежде всего, должен их услышать. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормального восприятия речи. Поэтому очень важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребёнка. Указывать на необходимость оберегать слух ребёнка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха – на своевременное обращение к врачу. Следует советовать родителям, беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребё нка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны (например, в 2-3 года правильно произносить звук Р, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста. Беседуя с родителями, воспитатель предупреждает их, что перегрузка ребёнка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, к неправильному формированию звуков. Воспитатель в беседах неоднократно подчёркивает, что речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения окружающих его взрослых. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своей речью, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным и приветливым тоном. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь малыша будет такой же. В беседах с родителями воспитатель напоминает, что овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах, явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.