Казановская Ирина
Консультация для воспитателей на тему «Влияние оздоровительной гимнастики на организм ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему : «Влияние оздоровительной гимнастики на организм ребенка»
Для всех детских возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Влияние оздоровительной гимнастики на организм ребенка“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для повышения двигательной активности детей не обязательно введение дополнительных занятий по физкультуре, помощь в реализации программы по физическому воспитанию детей в детском саду и удовлетворению детей в двигательной потребности может осуществляться за счет использования «малых форм» физического воспитания : физкультминуток, динамических пауз между занятиями, утренней гимнастикой и в том числе оздоровительной гимнастики (гимнастики после сна).
Как бы целесообразно не строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния (бодрствования) на сон.
Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон – жизненная потребность человека, а ребенка особенно. Во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток нервной системы, отдыхает весь организм.
Важно после сна корректно и в тоже время основательно, подготовить организм ребенка к дальнейшей предстоящей ему нагрузке во второй половине дня.
Поэтому одной из задач оздоровительной гимнастики является пробуждение организма ребенка, снятие вялости и сонливости после отдыха. Выполняя упражнения после сна, ребенок постепенно повышает мышечный тонус, чем приводит организм в бодрое состояние. Удовлетворяя двигательную потребность мышц, улучшается настроение ребенка.
Двигательная активность ребенка после сна улучшает кровообращение организма ребенка после статических положений тела во время сна, способствует лучшему обмену веществ. Во время двигательной активности улучшается кровоток, организм больше насыщается кислородом.
Проведение оздоровительной гимнастики в сочетании с воздушными ваннами способствует правильному формированию стопы и профилактике нарушений осанки, развивает координационные движения, что в последствии совершенствует физическое развитие детей.
Оздоровительная гимнастика является и профилактическим средством респираторных заболеваний. Ведь оптимизация двигательного режима способствует улучшению функциональных систем организма – дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой.
Используют разные виды оздоровительной гимнастики : разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам.
Примерные алгоритмы проведения оздоровительной гимнастики :
Общее для всех видов: в спальном помещении открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигала 17-19 градусов. В 15.00 дети просыпаются, улыбаются (возможно со звуками музыки, предварительно сходив в туалет начинают оздоровительную гимнастику.
Разминка в постели и самомассаж
Лежа в постели, откинув одеяло, без подушки, выполняют физические упражнения общеразвивающего воздействия.
1. Растирают ушные раковины.
2. Растирают ладони, стопы
3. Круговыми движениями по часовой стрелке поглаживают живот.
4. Разведение и сгибание рук.
4. Сгибание обеих ног, с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.
5. Поднимание и опускание обеих ног.
6. Движение ногами, как при езде на велосипеде.
7. Специальные упражнения для стопы и осанки.
Упражнение можно выполнять из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя.
После выполнения упражнений лежа в постели дети по указанию воспитателя встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба обычным шагом, гимнастическим скрестным шагом). Затем дети переходят из спальни в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 20-22 градуса. В групповой комнате дети (возможно под музыку) выполняют общеразвивающие упражнения, танцевальные, музыкально-ритмические движения. Также можно поиграть в подвижную игру. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
Оздоровительная гимнастика игрового характера
Оздоровительная гимнастика игрового характера состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животным, растений, создают различные образы (спортивные, игровые, природные и т. д.)
Оздоровительная гимнастика с ходьбой по «игровой дорожке».
Ходьба по «игровой дорожке» как один из вариантов оздоровительной гимнастики желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами. Массажную дорожку можно расположить в любом месте – в спальне, в группе.
«Игровую дорожку» составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, кольца с щипами, коврики: с шероховатой поверхностью, резиновые, шерстяные, холодные, теплые, влажные, мешочки с наполнителями, банкетки, лесенки и др.). Этот инвентарь располагается таким образом, чтобы дети могли заниматься всей группой, не мешая друг другу.
Необходимо помнить о регулярности проведения оздоровительной гимнастики с детьми, только тогда она будет иметь положительное влияние на здоровье детей.
Используемая литература
1. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М. :АРКТИ, 2003.
2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М: Мозаика – Синтез, 2000.
3. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений /Под ред. С. О. Филипповой. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.