Евгения Гатаулина
Консультация для воспитателей «Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель консультации:
повышение профессионального умения педагогов в процессе активного ознакомления с технологией «сторителлинг».
Задачи:
• Познакомить педагогов с технологией сторителлинг и использованием ее в работе с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;
Публикация «Консультация для воспитателей „Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Сторителлинг (англ. storytelling, или рассказывания историй, был изобретён и успешно опробован на личном опыте Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.
Сторителлинг - это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.
Целью сторителли
нга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика)
Метод сторителлинга даёт следующие возможности:
• позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;
• учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогащает устную речь дошкольников;
• облегчает процесс запоминания сюжета.
Американские специалисты Чип и Ден Хиз вывели несколько принципов хороших историй.
• Простота. Истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое.
• Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «чёрное - белое». Например, сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребёнок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. А интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю, как некое детективное расследование или загадку.
• Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
• Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.
• Метод сторителлинга применяют совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.
• Для младшего возраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как кубики историй, с простым сюжетом и конверт – доска. Остановимся подробнее. Использование конверт-доски.
• Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
• Следующее средство - кубики историй.
• Развивающие фантазию и речь. Кубик размером 3*3см на каждой из шести граней имеет предметную картинку, с которой нужно связать свой рассказ. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
• Карта истории
• Story map Как сделать Story map?
• Нарисовать тропинку на длинных обоях и наклеить по бокам распечатки со сценами сказки или ее персонажами. Еще, я знаю, расставляют игрушки, получается вариант Story basket, но можно еще и подвигаться. Ребенок идет по тропинке и рассказывает, что видит. Разложить на полу, в произвольном порядке, картинки со сценами и персонажами. Ребенок должен найти нужную сценку и рассказать ее.
• Следующее средство – использование карт Проппа.
• Один из часто применяемых методов – это использование карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским учёным филологом-фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки.
• Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов, или функций. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.
• В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.
• Используя технику сторителлинга, педагог:
• - создает комфортную обстановку во время занятия;
• -формирует эмоциональный настрой;
• - снижает уровень тревожности;
• - активизирует речемыслительную деятельность;
• - помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал;
• - пользуется доверием и завоевывает авторитет воспитанника.
• - позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• - заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;
• - учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.