Ирина Ивановна
Консультация для воспитателей «Развивающие и творческие игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это исторически сложившаяся деятельность, основанная на воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра имеет четкую структуру, которая включает: мотив; тему; сюжет; игровое действие; игровую роль; воображаемую ситуацию; игровой материал; результат.
Игра в дошкольный период признана ведущим видом деятельности и как ведущий вид деятельности имеет следующие критерии (сформулированы Д. Б. Элькониным) : Оказывает влияние на развитие психики ребенка;
Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающие и творческие игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
способствует развитию и формированию высших психических функций; способствует развитию личности ребенка дошкольного возраста; создает основу для возникновения новых видов деятельности.
Ф. Фребель, первый среди педагогов, выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре и игры, созданные и вносимые в жизнь детей взрослыми. Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в детский коллектив, который начинает определенным образом влиять на его развитие. Творческие игры - сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные.
При руководстве творческими играми задача педагога заключается в том, чтобы: помочь детям выбрать тему игры, развить её сюжет; помочь сделать нужную для игры постройку; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Основные приё мы руководства: например, младший дошкольный возраст -внесение новой игрушки и внесение игровых материалов; старший дошкольный возраст- советы, вопросы.
Непосредственное участие в игре (младший и старший дошкольный возраст).
В старшем возрасте педагог предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно создавать игровые образы, если нужно, подсказывает, как лучше выполнить роль, дает фотографии, иллюстрации с целью более детального ознакомления с внешним видом того или иного героя, рассказывает о нем или его профессии.
Роль игрового материала и игрушек: как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры.
Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Поэтому, руководя строительными играми, воспитатель должен обогащать содержание игры; развивать конструктивные способности детей; учить их строить из разного материала.
Приёмы руководства в старшем дошкольном возрасте : постройка по замыслу;
по условиям; по предложенной теме.
Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми детей может быть осуществлено в следующих направлениях: формирование игры как деятельности - предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми речевым поведением; использование игры как средства воспитания ребенка - неотъемлемая часть педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Методы руководства сюжетно-ролевой игрой:
• Методы прямого руководства (ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игры и перспективы ее дальнейшего развития);
• Методы косвенного руководства (обогащение детей знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов, чтение художественной литературы);
• Методы комплексного руководства (планомерное обогащение игрового опыта детей, использование обучающих игр, общение взрослого с ребенком в процессе игры и др.).
Этапы руководства сюжетно-ролевой игрой:
1 этап – подготовительный;
2 этап – после ознакомления с какой-либо профессией у ребенка появляется желание в нее поиграть;
3 этап – в игру вводятся персонажи-игрушки;
4 этап – игры со сверстниками;
5 этап – собственно сюжетно-ролевые игры.
Режиссерские игры. Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесо-образно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Подбор игрового материла для режиссерских игр - необходимое условие для их развития. Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению. Творческие игры способствуют развитию творческого потенциала и чувства прекрасного.
Примеры творческих игр :
1. «Волшебная клякса»
Цель: развитие творческих способностей.
Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, кисть, вода, карандаши
Лист бумаги сложить пополам. На одной из сторон ребенок рисует красками кляксу, затем свернуть и прижать. Получается двойное изображение, его нужно дорисовать.
2 «Составление изображений объектов»
Оборудование: геометрические фигуры (из бумаги, картона, пластика)
Из геометрических фигур ребенок выкладывает различные объекты, например: домик, цветок, человека и т. д. Также ребенку можно предложить придумать самому кого бы он хотел изобразить.
Вместо геометрических фигур можно использовать пробки от бутылок, различный природный материал (ракушки,, шишки, засушенные листья и т. д.). Задание аналогичное выложить различные объекты или целую картину.
3. «Буквы и цифры в рисунках»
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Все буквы и цифры на что-то похожи, предложите детям пофантазировать и дорисовать их.
Еще один вариант игры превратить простую фигуру (овал, 2 линии, треугольник и т. д.) в рисунок.
4. «Обведи свою ладонь и оживи»
Оборудование: бумага, карандаши (краски)
Ребенок обводит на бумаге свою ладошку (можно по желанию две). Далее попробовать превратить силуэт в какую –нибудь картинку.
5. «Несуществующее животное».
Предложите ребенку нарисовать своего животного, придуманного например: рыба – арбуз, жирафолев, собака – цветок и др.
Другой вариант этой игры, предложить ребенку составить несуществующее животное из деталей. Детали это вырезки из журналов, различные фигуры и др.
6. Игра «Счетные палочки не только для счёта».
Оборудование: счетные палочки
Показать, что счетными палочками можно не только считать, но и выкладывать различные изображения. Пусть ребенок выложит картинку из счетных палочек по вашему по образцу, а можно предложить ему проявить свою фантазию.
7. Игра в стихи.
В поэзию можно играть, и имя этой игры — буриме.
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким: мороз – вопрос, скорей – веселей; конь – гармонь, огонь – ладонь.
8. Упражнение «Танец».
Предложить детям станцевать например как распускающийся цветок или как ветерок, под определенную музыку.
Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.
Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу.