МААМ-картинки

Консультация для воспитателей на тему «Культура речи педагога»

Оксана Борзунова
Консультация для воспитателей на тему «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА (текст выступления)

Слайд 2

«Культурной мы должны считать такую речь, которая отличается национальной самостоятельностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобретательностью» - Дитмар Эльяшевич Розенталь

Слайд 3

Речевая деятельность включает:

• говорение (отправление речевых сигналов);

• слушание (прием, восприятие речевых сигналов);

• письмо («зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков);

Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Культура речи педагога“» размещена в разделах

• чтение («расшифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков).

Слайд 4

Речевое мастерство – базовое профессиональное качество педагога-дефектолога. Оно включает в себя несколько компонентов. Важнейший из них – культура речи, которая является частью общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

Культура речи – умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Речь, в которой встречаются выражения, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.

Однако правильность лишь первый компонент подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) без ошибок, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от коммуникативной ситуации – второй компонент речевого мастерства.

Звучащая речь является результатом сложной и слаженной работы многих частей человеческого организма. Точность и чистота произношения отдельных звуков, сочетаний, слов, фраз зависит не только от правильной артикуляции (т. е. положения губ, челюсти, языка, но и от верной постановки дыхания, от развития слуха, от мышечной свободы. Одни и те же действия, многократно, систематические повторяемые, становятся последовательно умением, навыком, привычкой, делаются «стереотипными».

Формирование речевого мастерства предполагает подготовку педагога, владеющего выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речью, обладающего хорошей дикцией и гибким голосом широкого диапазона.

Слайд 5

Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от умения говорящего видеть системные отношения речи, её соотнесённость не только с языком, но и с мышлением, сознанием, действительностью, адресатом, условиями общения. Слайд 6 - 12

Коммуникативные качества речи

• 1) правильность – соответствие нормам современного литературного языка;

• 2) точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности;

• 3) логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности;

• 4) чистота – отсутствие элементов (слов и словосочетаний, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности;

• 5) выразительность – наличие особенностей, которые поддерживают интерес слушателя/зрителя;

• 6) богатство – лексическое и синтаксическое разнообразие;

• 7) уместность (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.

• 8) ясность (понятность);

9) действенность (доходчивость, определяемая целью речевого сообщения и сменой видов деятельности.

К сожалению, педагоги-практики довольно часто по разным причинам допускают в своей речи разнообразные ошибки, которые впоследствии становятся закреплённой привычкой и оказывают своё влияние не только на личность педагога, эффективность его деятельности, но и на воспитанников, ведь в их речи также будут закреплены эти нарушения языковой нормы.

В практической части мы рассмотрим самые разные ошибки, оценим свои возможности в их поиске и исправлении и, надеюсь, сделаем правильные выводы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «9 Мая — День Победы» (старшая группа)Консультация для родителей и воспитателей на тему «9 Мая — День Победы» (старшая группа) Подготовила_Халухаева Диана Зялимхановна Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей. Она поможет взрослым донести.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющихся у детей,.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей на тему «Культура речи педагога»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 21:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей на тему «Культура речи педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Борзунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД