Оксана Борзунова
Консультация для воспитателей на тему «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА (текст выступления)
Слайд 2
«Культурной мы должны считать такую речь, которая отличается национальной самостоятельностью, смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, художественной изобретательностью» - Дитмар Эльяшевич Розенталь
Слайд 3
Речевая деятельность включает:
• говорение (отправление речевых сигналов);
• слушание (прием, восприятие речевых сигналов);
• письмо («зашифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков);
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Культура речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• чтение («расшифровка» речевых сигналов с помощью графических знаков).
Слайд 4
Речевое мастерство – базовое профессиональное качество педагога-дефектолога. Оно включает в себя несколько компонентов. Важнейший из них – культура речи, которая является частью общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.
Культура речи – умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Речь, в которой встречаются выражения, противоречащие литературной норме, нельзя назвать культурной.
Однако правильность лишь первый компонент подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) без ошибок, но однообразно, бесцветно, вяло. Такой речи недостает выразительности. А она достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций.
Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от коммуникативной ситуации – второй компонент речевого мастерства.
Звучащая речь является результатом сложной и слаженной работы многих частей человеческого организма. Точность и чистота произношения отдельных звуков, сочетаний, слов, фраз зависит не только от правильной артикуляции (т. е. положения губ, челюсти, языка, но и от верной постановки дыхания, от развития слуха, от мышечной свободы. Одни и те же действия, многократно, систематические повторяемые, становятся последовательно умением, навыком, привычкой, делаются «стереотипными».
Формирование речевого мастерства предполагает подготовку педагога, владеющего выразительной, логически четкой, эмоциональной литературной речью, обладающего хорошей дикцией и гибким голосом широкого диапазона.
Слайд 5
Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от умения говорящего видеть системные отношения речи, её соотнесённость не только с языком, но и с мышлением, сознанием, действительностью, адресатом, условиями общения. Слайд 6 - 12
Коммуникативные качества речи
• 1) правильность – соответствие нормам современного литературного языка;
• 2) точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности;
• 3) логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности;
• 4) чистота – отсутствие элементов (слов и словосочетаний, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности;
• 5) выразительность – наличие особенностей, которые поддерживают интерес слушателя/зрителя;
• 6) богатство – лексическое и синтаксическое разнообразие;
• 7) уместность (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.
• 8) ясность (понятность);
9) действенность (доходчивость, определяемая целью речевого сообщения и сменой видов деятельности.
К сожалению, педагоги-практики довольно часто по разным причинам допускают в своей речи разнообразные ошибки, которые впоследствии становятся закреплённой привычкой и оказывают своё влияние не только на личность педагога, эффективность его деятельности, но и на воспитанников, ведь в их речи также будут закреплены эти нарушения языковой нормы.
В практической части мы рассмотрим самые разные ошибки, оценим свои возможности в их поиске и исправлении и, надеюсь, сделаем правильные выводы.