Дарья Сергеевна Борисова
Консультация для воспитателей «Как избежать стрессовых ситуаций при подготовке и проведении праздников»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка и проведение детского утренника – дело сложное и многотрудное как для музыкального руководителя, так и для воспитателей. Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети, только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми дошкольники сталкиваются на утреннике. А этих сложностей много! Только на себе можно понять все тонкости и сложности перестроений в танце, интонировании при пении, исполнения партий в оркестре. Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается воспитанников, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник : им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного, взрослого помощника и наставника недопустимо!
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребё нком:
1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и пр.
2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и пр.
3. Речевые задачи: как не забыть текст, как выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить своё возмущение, как быть внимательным и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился, уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео – ужас!
Воспитатель должен не только знать все сложности каждого ребёнка, но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника :
Музыкально-исполнительские:
- знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение, в танцах (перестроения, в оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов);
- использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).
Организационные:
- уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу- уборку атрибутов. В отношении себя воспитатели должны уметь выбрать позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые:
- создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращение лично к себе.
Коммуникативные:
- общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребёнком – умение видеть проблемы каждого ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника – стресс ещё и для взрослого, особенно для того, кто предшествующий период подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителями. Наша задача – избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника
включает три этапа:
1 этап: «Воспитатель как ребёнок» (первые 1-2 недели подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети (разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра). Времени на это у воспитателя – 4 занятия. Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать помощь затрудняющимся на утреннике.
2 этап: «Воспитатель как ведущий» (3-4 недели подготовки утренника).
Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятиях, руководит построениями-перестроениями, т. е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно сценические и коммуникативные проблемы детей.
3 этап: «Воспитатель как актёр» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель в это время может давать новый, не связанный с проведением утренника репертуар, чтобы праздничный не надоел детям, работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель - работа над решением собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты, и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале. Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения – тогда утренник пройдёт без стресса, как для детей, так и для руководителя. В идеале утренник должен быть итогом работы двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.
В предварительную работу с детьми по подготовке
утренника входит:
- чтение дополнительной литературы, связанной с темой праздника
- разучивание стихов и монтажа; - разучивание и режиссирование ролей в сценке - повторение музыкального, игрового материала утренника в свободное от занятий время (например, в форме концерта для малышей или кукол)
- подготовка необходимых атрибутов и элементов костюмов (совместно с родителями);
- подготовка элементов украшения зала.
Работа с родителями по подготовке утренника предполагает:
- рекомендации по чтению художественной литературы дома;
- рекомендации по методике разучивания стихов наизусть;
- рекомендации по изготовлению элементов костюмов;
- рекомендации по организации праздничного дня.