Нурхатун Исмаилова
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр на занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навы-ки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. В игре ярко про-являются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, раз-вивается потребность в общении.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование дидактических игр на занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит.
В игре происходит активное овладение всеми средствами общения, вербаль-ными и невербальными, умением строить свои отношения с детьми в игровых ситуа-циях в соответствии с ролью. На основе как индивидных, так и личностных особен-ностей в игровом общении продолжают формироваться коммуникативные качества: умение действовать согласованно в соответствии с общей целью, умение организо-вать коллективную игру, сообща пользоваться игровым материалом. Ребенок, увле-ченный привлекательным замыслом новой игры, как бы ни замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ре-бенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способ-ствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллек-тивной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, спо-собствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правила-ми, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Глава 1. Основные особенности дидактических игр
1.1 Общая характеристика и роль дидактических игр в обучении и разви-тии дошкольников
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогиче-ское явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного воз-раста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством раз-ностороннего воспитания личности ребенка.
С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные зна-ния в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал. Цель игры активизирует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваи-вают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической иг-ры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное зна-чение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую зада-чу, игровые действия, правила. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
1.2 Структурные компоненты дидактических игр
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактиче-ской игре следующие структурные компоненты:
·дидактическая задача, состоящая из игровой и обучающей,
·содержание игры,
·игровые правила,
·игровые действия,
·окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулиру-ется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор по-знавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчерки-вает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познава-тельной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые дей-ствия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Ка-кой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет». Дидактиче-ская задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой зада-чи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем бу-дет развиваться как игровая деятельность.
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Ползает не ползает», «Съедобное - несъедобное», «Узнай время года», «Кто как поет», «Живые слова», «Чудесный мешочек».
Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познава-тельным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Прави-ла влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, а именно они опре-деляют что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи. Правила игры выполняют следующие функции:
1)Обучающая, которая заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усили-вают их роль, уточняют способ выполнения. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.
2)Организующая, она определяет порядок, последовательность и взаимоотно-шения детей в игре.
3)Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие ка-кие-либо действия и предусматривается наказание за неисполнение.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овла-дения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюже-та игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обу-чение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содер-жательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят ви-димый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправ-ленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенно-го, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем позна-вательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В раз-ных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы. Игро-вые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные дей-ствия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравне-ния, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процес-сах мышления.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отно-шению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинако-вые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организу-ется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно исполь-зовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т. п., но темати-ка должна соответствовать содержанию игры.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятель-ности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.
Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Обу-чающие игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игр. Дидактические игры проводятся везде. Особое место дидактические игры занимают в конце года и в летний оздоровительный период, когда идет повторение и закрепление полученных детьми знаний в ходе учебного года. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях - соблюдение принципов обучения.
1.3 Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактиче-ских игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление ди-дактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познава-тельной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимо-отношениям детей в игре, по роли воспитателя.
По содержанию дидактические игры можно разделить на:
·математические,
·сенсорные,
·речевые,
·музыкальные,
·природоведческие,
·для ознакомления с окружающим миром,
·по изобразительной деятельности.
Математические игры направлены на формирование у дошкольников эле-ментарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Че-го больше?», «Назови число» и др., решению арифметических задач (игры «Занима-тельные задачки», «Сколько будет?» и др., освоения величин, простейших зависи-мостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточ-ки», восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) бо-лее увлекательным и интересным.
Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обсле-дованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные до-рожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Де-ти сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выде-ляют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорны-ми эталонами с помощью дидактических игр.
Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путеше-ствие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому» и др.
Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками исполь-зуются такие игры, как «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие.
Игры для ознакомления с окружающим миром так же имеют различные виды - «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для рабо-ты?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.
·Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспи-тательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них зна-ний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цве-ток», «Нарисуй по-другому», - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответ-ствии с программными требованиями.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
·словесные,
·настольно-печатные,
·с предметами и игрушками,
·с картинками,
·компьютерные дидактические игры.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего ми преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диа-логе, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, форми-рования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота ре-акции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт де-тей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).
Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по иг-ровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т. п. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, развивать мыслитель-ные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и иг-ры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.
Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программ-ными требованиями.
Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение пред-видеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполне-ния правил и доставляет детям много радости.
Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в са-мых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями. Существуют даже целые программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по определен-ным программным задачам, направлениям воспитательно-образовательного процес-са.
Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:
·коллективные,
· групповые,
·индивидуальные.
Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой де-тей, а индивидуальные с 1-3 детьми.
Мы рассмотрели основные виды дидактических игр.
Заключение
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной актив-ности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников жи-вой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности, умения и навыки, гото-вятся к обучению в школе.
Дидактическая игра является одним из средств обучения детей дошкольного воз-раста, имеет свои особенности и функции, выделяется из большого количества игр своей структурой.
Обучающие игры классифицируют по разнообразным направлениям. Класси-фикация дидактических игр помогает педагогу сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным, не допускать в работе с детьми дублирования.
Немаловажным является грамотное руководство дидактическими играми, так как формирование знаний умений и навыков в процессе дидактической игры воз-можно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. Для про-ведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:
Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования,
Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятель-ности и другое);
Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природ-ного и бросового материала, показ игровых действий).
Систематически планировать проведение дидактических игр на занятиях детей старшей группы.
Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со стар-шими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.
Список литературы:
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.
2. Аванесова В. Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения в дет-ском саду» - в книге «Умственное воспитание дошкольника», М., 1972.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. Для воспитателя дет. сада. -2-е изд., дораб. -М. :просвещение,1991.-160с.
4. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 2-е изд. — М. : Ай-рис-пресс, 2008. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика – Пресс, 1999. – 479 с
6. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000.
7. Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе», М., Просвещение, 1986. – 456 с.
8. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекоменда-ции. М. : Центр инноваций в педагогике, 1995. 64 с.
9. Сорокина А. И Дидактические игры в детском саду. - М. ,2003.
10. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследова-ниям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. ред. Запорожца-М., 2003
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2006. – 226 с.