любовь сиротина
Консультация для воспитателей «Давайте учить играть по-настоящему»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня словосочетание «дошкольник и игра» снова входит в моду. Считается хорошим тоном говорить: «Вот раньше дети играли, а теперь…»
Но надо быть честными и признаться: игра всегда была Золушкой в дошкольном образовании. К ней никогда не относились серьезно.
Ну, и действительно: не престижная это деятельность — игра. Перед проверяющими похвастаться ею нельзя, родителей тоже не особенно радует, когда им сообщают: «Ваш малыш сегодня так замечательно играл!» Играл? А делом он занимался? Научился чему-нибудь серьезному? Потому что сами родители — люди очень серьезные. И поэтому они никогда и ни во что с детьми не играют. Или не поэтому? А потому что не умеют? Это феномен сегодняшнего дня — не умеющие играть взрослые. И исследования показывают, что педагоги-дошкольники –не исключение.
Публикация «Консультация для воспитателей „Давайте учить играть по-настоящему“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Возможно, поэтому, сегодня все больше специалистов повторяют эту странную фразу: «Игре надо учить!» И вроде бы возразить на это трудно: и человеком надо учить быть! Но предполагается, что игре надо учить так же, как, например, математическим операциям или буквам.
В детских садах даже занятия такие устраивают — «по организации игровой деятельности». На некоторых таких занятиях мне пришлось побывать. Однажды я видела «показательные выступления» воспитательницы малышовой группы. Там дети по команде одевали и раздевали куклу. Я спрашиваю: «В чем же здесь игра и чему в этой игре научились дети?» Мне отвечают: «Вот куклу научились одевать». Создается впечатление, что я задала вопрос на иностранном языке.
Игра ребенка, в особенности игра ролевая, — интимный процесс. Особенно ее начало, момент зарождения. Интимный и спонтанный. Для возникновения игры часто нужен укромный уголок, некая изолированность от внешнего мира. И, конечно, игра — не предмет для демонстрации посторонним в нужный момент и в нужное время.
Но от этого полезность ее как самоценной деятельности не уменьшается. Она нужна и детям, и взрослым.
Следствие корыстного использования игры в «обучающих» целях привело к ее выхолащиванию, вырождению. Игра, как говорила известный детский психолог Усова, — это форма организации жизнедеятельности. Но для этого необходимо уметь и любить играть. Мало скомандовать детям: «Давайте играть в парикмахерскую!», нужно самому захотеть стричься. Нельзя отдать директиву: «Поезжайте на машине!», нужно самому с удовольствием на этой машине ехать. Нужно играть «вкусно» и получать от этого удовольствие. Если же нет такого чувства — «Как это здорово — играть!», лучше не вмешиваться в детскую игру и не пытаться ее организовывать.
Но надо помнить: способность включаться в игру — одно из главных качеств настоящего педагога-дошкольника (и не только дошкольника).
Курица и цыплятки
Воспитатель изображает курицу, приговаривает:
Как мои ребятушки,
Желтые цыплятушки,
Пошли по двору гулять,
Себе зернышки искать.
Стали зернышки искать,
Чтобы маме показать.
— Мама, мама! Посмотри!
Пи-пи-пи! Пи-пи-пи!
Малыши ходят по группе, покачивая головками и помахивая руками-крылышками. Со словами «Пи-пи-пи!» бегут к воспитательнице и прижимаются к ней. Она обнимает всех руками-крыльями. Игра повторяется несколько раз.
Котятки
Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Все слова сопровождаются движениями-имитациями. Со словами «Сладко-сладко засыпали.» дети ложатся на ковер, закрывают глаза и притворяются спящими. Затем игра начинается снова.
Маленькие зайчики
Маленькие зайчики
Никогда не плачут.
Маленькие зайчики
По полянке скачут.
От лисы, от волка
Убегают ловко.
И за это мама
Им дает морковку.
Морковку да капусту
Вкусную-вкусную.
Сели, посидели,
Всю морковку съели.
Ушками послушали,
Кочерыжку скушали.
Воспитатель читает два первых четверостишия, дети-зайчата прыгают по группе врассыпную. На слова «сели, посидели» присаживаются на корточки, могут делать вид, что грызут морковку. На слова «ушками послушали» прикладывают ладошки к голове, будто это ушки, и шевелят ими в разные стороны. Затем игра начинается сначала.
Птички и ветер
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло.
Там не тронет их никто.
На слова первого четверостишия дети «летают» по группе, машут «крылышками». На слова второго четверостишия прячутся в укрытие. Это может быть лежащий на полу обруч или же специально приготовленная «норка» из стульев и одеяла.
ОПЫТЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Свойства бумаги
У каждого малыша — листок газетной бумаги. Нужно выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.
Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Первая часть медленная, «лирическая». Вторая часть озорная. Дети с удовольствием рвут бумагу. Все обрывки надо собрать в кучку и смять так, чтобы получилось что-то вроде бумажного шарика. Игру можно повторить несколько раз.
Воздушный шарик
Ты подбрось воздушный шарик
И скажи ему: «Летай!»
А упасть ему на землю
Не давай, не давай!