Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Методика обучения рассказыванию по предмету или игрушке»

Ирина Архимандритова
Консультация для воспитателей «Методика обучения рассказыванию по предмету или игрушке»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель

Архимандритова Ирина Леонидовна

Консультация для воспитателей "Методика обучения рассказыванию по предмету или игрушке"

Большое значение в формировании связной речи у ребенка имеет обучение рассказыванию на материале предмета или игрушки.

Публикация «Консультация для воспитателей „Методика обучения рассказыванию по предмету или игрушке“» размещена в разделах

Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия— зрительные, слуховые, осязательные.

В основе высказываний детей о предмете лежит непосредственное его восприятие, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности.

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка и предмет создают возможность закрепить и активизировать словарь, но могут служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции у ребенка, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Задание взрослого рассказать о предмете или игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть все детали, отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам.

Значение предметов и игрушек в обучении детей рассказыванию:

- сенсорное воспитание и развитие наблюдательности;

- развитие мышления и воображения;

- закрепление и активизация словаря, а также источник новых слов;

- вызывает положительные эмоции, желание высказаться.

Виды занятий по предметам и игрушкам.

На занятиях с предметами и игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов. В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказывать оценочные суждения. В повествовании - выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

1. Описание предмета - связное последовательное описание внешнего вида предмета, иногда с добавлением личного отношения ребенка к нему, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек и предметов может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды, «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и т. д.). Для описания следует подбирать предметы и игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить. Дидактические игры на описание проводятся, как правило, после нескольких занятий, на которых дети приобрели умение описывать предмет, а также приобрели определенный словарный запас.

Одним из видов описания предмета или игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

2. Сюжетные рассказы (повествования):

а) Это может быть рассказ по набору предметов или игрушек - связный последовательный рассказ про группу предметов, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

б) Также может быть рассказ по отдельному предмету или игрушке это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях с одним предметом. Это наиболее трудный вид рассказывания. Предмет либо игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Методика обучения монологической речи на занятиях с игрушками:

Младший дошкольный возраст

Занятия проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают о предмете или игрушке и о действиях с ними.

I Этап для этой возрастной категории заключается в том, чтобы:

- научить детей сосредоточиться при рассматривании игрушек и предметов.

- научить отвечать на вопросы по их описанию.

- подвести детей к составлению (с помощью воспитателя) высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Повтор описания воспитателя.

II Этап Это уже совместное составление описания.

- рассматривание игрушки.

- продолжение начатого воспитателем предложения

(Это…котенок. Он…пушистый, маленький).

III Этап- это сценки-рассказы воспитателя (с набором игрушек), рассказ сопровождается драматизацией. По ходу действия в рассказ включаются высказывания детей.

IV Этап – использование воспитателем стихов, потешек, загадок. После отгадывания игрушка показывается, рассматривается и описывается.

Средний дошкольный возраст

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать предметы и игрушки и составлять рассказ-повествование о них.

Рассматривание предмета или игрушки, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида или образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. (Осторожная, хитрая лиса; пугливый заяц).

Описание предмета проводится по определенному плану: правильно организованный ход рассматривания предметов и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Это учит детей, в какой последовательности они будут описывать игрушку.

Дети часто не знают, как начать высказывания и чем его закончить, как связать предложения. Поэтому в процессе рассматривания игрушек, в вопросно - ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями.

В данном случае используется такой прием как «повтор слов». В вопросе содержится ключевое слово, которым оперируется ребенок при ответе. (Кто это? Это еж. Кто колючий? Еж колючий. У кого на спине иголки? У ежа на спине иголки. Кто это? Зайчик. Какие уши у зайчика? У зайчика длинные уши. Какой хвост у зайчика? У зайчика короткий хвост). Правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе.

Также можно использовать прием «следование образцу». У воспитателя и ребенка одинаковые игрушки по содержанию, но разные по размеру и цвету. (У меня мишка большой черный. У меня тоже мишка, но маленький и белый. У моего медведя ушки круглые пушистые. У моего мишки тоже ушки круглые пушистые). Восстанавливается предложенная структура описания, заменяются лишь некоторые слова слова. (У меня большая белая машина. У меня большая красивая кукла. У машины руль и круглые колеса. У куклы черные глаза, светлые волосы). Сохраняется структура предложения, заполняется предложение новыми словами.

Еще используются приемы – подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.

Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Дети подводятся к составлению рассказов по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания. Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного рассказа. (Начало, середина, конец).

Сначала дается представление о том, как можно по-разному начать рассказ (Однажды…; Как-то раз). Давая зачин рассказа, предлагается ребенку заполнить его содержанием. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями речи, формирует умение пользоваться словами связками (вдруг, тогда, использовать глагольную лексику (позвал – убежал; спросил – ответил, учит включать диалог действующих лиц, элементы описание внешнего вида.

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Если в младшей группе дети учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами оставляют загадки на основе образца воспитателя.

Старшая группа

Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный характер.

Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

В этом возрастном этапе игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются

более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи.

Основное отличие от среднего возраста – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.

Подготовительная группа

В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях.

У ребенка в возрасте шести-семи лет мыслительно-речевая деятельность

приобретает более сложные формы. Он интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание все больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений.

Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный при обучении в средней и старшей группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. В связи с этим на занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, а, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.

Задание описать объект побуждает ребенка быть наблюдательнее, последовательно излагать увиденное и услышанное, активнее пользоваться словарным запасом, рассказывать обдуманно и осмысленно.

Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек.

Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребёнка от излишней детализации, возвращать к сюжетной линии, если ребёнок отошёл от неё, своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ.

Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель даёт образец - рассказ. Рассказ сопровождается действиями игрушек.

Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса»). Напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя даётся в том случае, если в нём есть необходимость (он может быть дан и в середине занятия).

Особое внимание надо обратить внимание на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку даёт воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа - форму, в которой передано содержание.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.

Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» про эти игрушки и рассказать её сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть любые, например: «Что случилось со слонёнком в зоопарке?».

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);

• [/b]сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

наборы, составленные воспитателем или детьми – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Требования к предметам и игрушкам

1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью (утёнок смешной, неуклюжий).

В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита.

2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.).

В младшей и средней группах целесообразно игрушку внести в группу с утра, чтобы дети могли потрогать, рассмотреть ещё раз новую игрушку и на занятиях игрушку в руки детям не давать, т. к. это отвлекает их внимание.

В старших группах, обычно, дети сами принимают участие в подборе игрушек для занятий.

3) Количество игрушек:

- младшая группа – на занятии описывают 2-3 игрушки;

- средняя группа – 1 2 4-5 игрушек;

- старшие группы – 4-8 игрушек.

4) В младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду.

5) Игрушки можно выставить сразу все или по одной, в зависимости от замысла педагога.

6) Перед занятием по составлению описательного рассказывания, игрушки должны быть рассмотрены или на занятии, или в свободное время за 2-3 дня до занятия.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для педагогов «Методика Монтессори» Сегодня стало модно воспитывать детей по различным системам — Никитиным, Доумену, Монтессори и прочим. Родители ищут центры развития, отдают.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Размышление об игрушке Немало усилий было приложено исследователями игрушки для того, чтобы дать ей определение. Но мы его до сих пор не имеем. Слишком большая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методика обучения рассказыванию по предмету или игрушке»
Опубликовано: 28 января 2021 в 10:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Методика обучения рассказыванию по предмету или игрушке»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Архимандритова (УИ 1169988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД