Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Кубанские народные игры и хороводы для детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Селивёрстова Наталья Васильевна
Консультация для воспитателей «Кубанские народные игры и хороводы для детей младшего и среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей:

«Кубанские народные игры и хороводы для детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель:

Селиверстова Н. В.

Мы – кубанские ребята,

На Кубани мы живём.

Мы кубанские вам игры

Лучше всех здесь проведём.

Чтобы у ребёнка формировать чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях нашего края, природы, истории, культуры, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе.

Через обращение к народному творчеству мы можем с малых лет сохранить и развить в ребёнке целостное восприятие мира, научить его понимать и чувствовать силу искусства, зажечь в их сердцах любовь к окружающему миру и восхищение им, вселить в них высокие нравственные идеалы.

Одной из форм приобщения детей к народному культурному наследию Кубани являются народные праздники, обряды, поверья, обычаи, заговоры, ритуалы и конечно же игры.

«Маленькие дети играют, как птица поёт». Игры для малышей являются важным средством всестороннего развития. Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие основные двигательные навыки, положительно влияющие на складывание личности ребёнка.

Интерес к народным подвижным играм формируется постепенно, и начинать надо с самого раннего возраста. Но малышам трудно точно выполнять движения по слову взрослого, очень хорошо помогают, вызывают интерес, побуждают выполнять движения потешки, заклички, прибаутки.

Игра: «Поиграем».

Зашагали ножки,

Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке,

Топ, топ, топ!

Ну – ка веселее,

Топ, топ, топ!

Вот как мы умеем,

Топ, топ, топ!

Топают сапожки,

Топ, топ, топ!

Это наши ножки,

Топ, топ, топ!

Игра: «Ножки».

Ножки, ножки,

Бежали по дорожке.

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам.

Прыг – скок, прыг – скок,

Прыгали на лужок,

Потеряли сапожок

Прыгали на лужок,

А там сена стожок –

Отыскали сапожок!

Игра: «Дудочка».

Как без дудки,

Вот беда,

Ходят ножки

Не туда…

А как дудочку почуют,

Сами ножки затанцуют.

Игра: «Еду – еду».

Еду, еду к бабе, деду

На лошадке в красной шапке!

По ровненькой дорожке

На одной ножке,

В старом лакоточке

По рытвинкам, по кочкам.

Всё прямо и прямо,

Всё прямо и прямо.

А потом вдруг … в ямку – бух!

Игра: «Карусель».

Сели, сели, сели, сели

Мы на чудо – карусели

И поехали по кругу

Догоняем мы друг друга.

Ели – ели карусели

Нас сначала повезли,

А потом они быстрее

К небу прямо понесли.

Всё мелькает и кружит,

И сердечко так дрожит.

Вот помедленней кружатся

И к земле хотят прижаться.

Наши предки – кубанцы умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек пели, плясали, затевали игры, водили хороводы.

Много обрядов и обычаев было связано со сменой времени, с земледельческим календарём; в них отражались многочисленные стадии полевых работ, связанных с ростом хлеба, с жатвой и уборкой хлеба с полей.

Но в другое время года крестьяне находили слова, величавшие и воспевавшие белые глубокие снега, весёлую нежную весну, брызжущее солнечными лучами лето.

Наступала зима и по крепко установившимся обычаям при повороте солнца «на лета, зимы на холода» было колядование – призывание коляды.

Хороводы: «Ходили, гуляли колядовщики».

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтику,

Или денег горстину,

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Хороводная игра: «Коза».

Дети идут по кругу со словами:

Мы не сами идём –

Мы козу ведём.

Где коза ходит –

Там жито родит,

Где коза хвостом –

Там жито кустом,

Где коза ногою –

Там жито копною,

Где коза рогом –

Там жито стогом!

«Коза» выходила в круг, кланялась хозяевам, а когда она как бы нечаянно падала – колядовщики просили у хозяев угощение:

Решето овса,

Наверх колбаса,

Три куска сала,

Чтоб коза встала.

Нашей козе немного надо

Ковшец гречки до перепечки

Да ковшец овса на конец хвоста.

Зимние хороводы.

Радостно песнями, хороводами, бывало, провожала детвора солнечный закат:

Солнышко повернись!

Красное, разожгись!

Красно солнышко,

В дорогу выезжай

Зимний холод забывай!

Новый год пришёл,

Старый прогнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Игра «Малечина – калечина».

Ведущий – взрослый. Каждый игрок берёт в руки небольшую палочку (длиной 20 – 30 см.). все произносят слова:

Малечина – калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов «до зимнего» дети становят палочку на ладонь или на любой палец руки (усложнение). Как только дети поставят палочку, ведущий считает: «Раз, два, три …». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Правила игры: дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие и палочку.

Конец зимы, дни становятся длинными и светлыми. В это время на Кубани устраивались народные гулянья, когда на смену Коляде появлялась Масленица. Весёлый и разгульный праздник длился целую неделю: ярмарки, выступления ряженных, пляски, уличные игры и, конечно же, хороводы.

Хоровод: «Приезжай Масленица».

Дети: Приезжай, Масленица, в гости, в гости на широкий двор!

Масленицу, (чучело из соломы, одетую в женские одежды, подпоясанную кушаком, обутую в лапти ставят в круг).

Дети: Приехала Масленица!

Сударыня – барыня масленица!

Душа ль ты, моя Масленица,

Перепелиные косточки, соломенное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На санях покататься

В блинах поваляться,

Сердцем потешеться!

Хоровод – игра: «Прощай Масленица».

Масленица: Запрягу я курицу

Поеду на улицу, масляная я,

Счастливая я.

Запрягу я барана,

Поеду по дрова,

Масляная,

Счастливая я.

Дети: Широкая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

И тебе мы кланяемся (кланяются)

На горах катаемся, (изображают катание на санках,

Блинами объедаемся! (изображают, едят блины)

Честная Масленица!

Веселенько тебя встречать,

Привечать,

Трудно – нудно со двора провожать.

Прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила,

Пито, гуляно было вволю,

Пролить того боле.

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили,

Прощай, Масленица!

Завезём тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, Масленица!

Игра: «Верхом на коне».

Детям рассказывают, что раньше малым детям давали кочергу (это был их конь). Верхом на кочерге дети бегали и кричали:

Прощай зима холодная,

Приходи лето красное!

Соху мне, борону мне –

И пахать пойду!

В данной игре в качестве кочерги используются палки длинной 1 м. по количеству играющих.

Приходу весны радовались все от мала до велика и народ складывал приветственные песни и водили хороводы.

Игра: «Весна – красна»

Дети взбираются на любые возвышенности и говорят:

Весна – красна!

Что принесла?

Весна: Тёплое солнышко,

Красное летечко …

Дети: Весна – красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

Весна: На жердочке,

На бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Дети: Весна – красна,

Покатай нас

Накорми нас! (дети выполняют движения согласно текста).

Игра: «Прилёт птиц». (хоровод).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Весна – красна (девочка – весна обходит друг).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Грач и жаворонок. (грач и жаворонок обходят и встают в круг с «Весной»).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Дождик весенний (дождик вбегает в центр и имитирует падающие капли).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Красно солнышко (солнышко просыпается).

Дети: Пахарь, пахарь, кто твой друг?

Пахарь: Тёплый ветер.

Дети берутся за руки, образуют два круга. Внешний круг бежит вправо, внутренний влево. Во время движения дети нараспев говорят:

Пришла весна,

Пришла красна.

Посмотри, дружок,

Как ожил лужок,

Ясно солнышко, сияй,

Весну красную встречай.

Игра: «Волк, пастух и гуси».

Пастух: Гуси, гуси, вы откуда?

Гуси: Га – га – га. Мы из дома.

Пастух: Гуси, гуси, вы куда?

Гуси: На луга, на луга.

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да – да – да.

Пастух: Ну, идите на луга. (гуси ходят, щиплют траву, вытягивают шею).

Пастух: Гуси белые, домой. Серый волк под горой! (Гуси гогочут, бегут домой, а волк их ловит. Пойманные дети выходят из игры).

Игра: «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдёт –

Будет весел целый год.

По этой считалке выбирается жаворонок. В руке у него колокольчик. Жаворонок стоит за кругом. С началом текста он бежит по кругу и гремит колокольчиком, с концом текста играющие закрывают глаза, а жаворонок перестаёт звенеть и осторожно кладёт колокольчик за чьей – либо спиной тот, кто нашёл колокольчик – становиться жаворонком.

Игра: «Солнышко».

Дети стоят в кругу и говорят; обращаясь к солнышку (в роли Солнышка педагог).

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!

«Солнышко» разбрасывает колечки с кольцеброса. Дети собирают колечки и играют с ними со словами:

Мы колечки соберём,

Золочённые возьмём.

Покатаем, поиграем

И тебе назад вернём.

Весенних игр было много. Нашим предкам казалось, что такие игры должны были помогать природе в то время, как созревают хлеб и овощи. И таких календарных игр было немало: «Жито», «А мы просо сеяли», «Капуста», «Горох», «Пойду ли по солнышку», «Маки – маковики».

Лето – время года, когда больше всего времени проводили на улице.

Кипит работа, шумят игры и хороводы.

Игра: «Заря».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «Заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – заряница

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «Зарёй». Игра повторяется.

Игра: «Жмурки».

Одному из играющих – «Жмурке» - завязывают глаза, отводят его на середину площадки и заставляют повернуться раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «Жмурка» их ловит. Кого он поймает, тот и становится «Жмуркой».

Игра: «Делай как я».

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят на распев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движение лучше всех, становится ведущим.

Игра: «Пчелки и ласточка».

Играющие «пчелы» летают по поляне и напевают:

Пчелка летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит:

Ласточка встанет,

Пчёлку поймает!

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Заканчивалось красивое лето, наступала урожайная осень. Наши предки казаки в своих песнях, хороводах славили осень за её прекрасный наряд, благодарили за её щедрые дары.

Весну, лето провожали,

Осень щедрую встречали.

Становились в хоровод

Развлекали весь народ.

Хоровод: «Восенушка – осень».

Дети идут по кругу со словами:

Осень, осень, осень,

Гости недель восемь!

Со громами сильными,

С дождями, с ливнями.

Лей – ка, дождик, с неба-

Больше будет хлеба!

После этих слов дети разбегаются по площадке с расставленными в стороны руками – радуются дождику. По команде взрослого «Ливень!» дети прячутся от дождя.

Игра: «Достань платочек».

Взрослый:

А у нас есть казачата,

Все весёлые ребята!

Могут песню запевать,

Больше любят поиграть.

Взрослый держит обруч над головой детей, на котором слегка привязаны платочки. Дети подпрыгивают и срывают платочки.

Игра: «Сорви папаху».

Отмечается площадка, за пределы которой выбегать не разрешается. Выбирается водящий, он надевает на голову папаху, её нельзя удерживать руками. По сигналу ведущего играющие пытаются догнать водящего, снять с него папаху и надеть на себя. Каждый старается удержать папаху на голове как можно дольше. Победителем считается игрок, сумевший дольше других удержать папаху на голове.

Игра: «Казаки и разбойники».

Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Они уходят на ловлю разбойников, а одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан, которых будет охранять казак – сторож. Игра кончается, когда разбойники будут все пойманы.

Публикации по теме:

Дидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры как предпосылки финансовой грамотности детей младшего и среднего дошкольного возраста Я презентую для Вас 4 дидактические игры. Дидактическая игра – это важное средство обучения и развития дошкольника. Она способствует развитию.

Дидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактические игры «Матрёшки» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Игра 1 "Расставь матрёшек по росту" Цель: Развитие внимания и мышления Материал: игрушка матрёшка Ход игры: Педагог раскрывает Матрёшку,.

Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Кубанские народные игры и хороводы для детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 января 2025 в 20:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Кубанские народные игры и хороводы для детей младшего и среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Селивёрстова Наталья Васильевна (УИ 3522331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 января 2025 среда
ВСЕ нетрадиционные способы нарисовать зиму!
Треугольный день
День авиации войск ПВО России
23 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД