Ключерева Наталья
Консультация для воспитателей «Конструктивно-модельная деятельность детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель : КлючереваН. А
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру»
А. С. Макаренко
Публикация «Консультация для воспитателей „Конструктивно-модельная деятельность детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала
В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Главная цель конструирования : Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.
Строить и конструировать дети начинают с 2—3 лет, а иногда и раньше. Это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, как и в других видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, величина, форма. Решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные и образные модели, выражать свои эмоции. Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Сооружая отдельные постройки из строительного материала или бумаги дети, приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные. Они учатся целенаправленно рассматривать предметы, сравнивая их между собой. Видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества, художественного вкуса.
Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности :
1) Приобщать к конструированию.
2) Развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.
3) Развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие.
4)Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.
5) Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
6) Упражнять в конструирование по графическим моделям.
7) Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное
Типы конструирования :
1) Техническое
2) Художественное
В техническом конструировании
конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);
конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;
конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
. Существует множество видов конструкторов : «Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др.
Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.
Но нельзя забывать о правилах безопасности! Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику!
К художественному конструированию относятся :
Конструирование из бумаги : путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок
Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.
При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).
Дети учатся:
делать разметку с помощью шаблона;
создавать игрушки-забавы.
и объемные игрушки в технике оригами.
Конструирование из природного материала:
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики
В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками
Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.
В художественном конструировании создавая образы, дети не только отображают их структуру, но и передают их характер, цвет, форму и свое отношение к ним.
Художественное конструирование из бросового материала
Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.
Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Существуют следующие формы организации обучения конструированию.
Конструирование по образцу - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., как правило, показывая способы их воспроизведения.
Конструирование по модели заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по условиям -. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).
Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)
Конструирование по модели – Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по теме детям предлагают общую тематику конструкций, например «Порт», «Город», и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Таким образом, конструктивная деятельность играет важную роль в процессе гармоничного и всестороннего, развития личности детей дошкольного возраста
Самостоятельное конструирование по чертежу
Дидактическая игра «Собери модель по памяти»
Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах
В первой младшей группе простейшее конструирование. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, высокий - низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки
Вторая младшая группа. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности.
Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив:
Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Появляются первые постройки по собственному замыслу.
Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.
В старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).
Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
В соответствии с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Создание объемных игрушек в технике оригами,
Из природного и бросового материала.
Развитию первоначальных навыков конструирования способствуют игры :
Игра "3 кубика"
В каждой постройке три детали.
Задание: по чертежу, на котором изображен вид спереди создать заданную постройку. Эта игра учит созданию первых построек по схеме.
В игре «Подбери по форме»
мы упражняем детей в умении узнавать, называть объёмные формы; соотносить геометрические формы с предметами окружающего мира.
Тематику конструирования, как и планирование др. видов деятельности нужно определять в соответствии с тематическим календарным планированием:
Во время тематического блока «Овощи фрукты» можно запланировать строительство «Погреба для хранения овощей»
блока «Животные» – вольера для животных.
Блока Моя Родина постройка школы,больницы, детский сад и т. д
Нужно помнить, что детям очень нравится мастерить что-то необычное. Дети всегда с большим интересом воспринимают нетрадиционный подход к конструированию.
Необходимо проводить в дошкольных организациях обучающие семинары для педагогов по конструированию, чтобы расширить и углубить их знания по данной теме.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.
Осуществляется физическое совершенствование ребёнка.
Это эффективное средство эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Желаю Вам творчества при подходе к формированию у детей конструкторских способностей!