Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы» (5 фото)

Ольга Мамонова
Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы»
▼ Скачать + Заказать документы

Каких только конструкторов не встретишь сейчас на полках магазинов! Одни состоят из трубочек, другие из геометрических фигур с прорезями, компоненты третьих напоминают детали головоломки-пазла. Конструкторы на магнитах, на липучках, «Lego» и лего-совместимые конструкторы. Ко многим конструкторам прилагаются подробные схемы сборки той или иной модели.

Публикация «Консультация для воспитателей „Конструирование: кубики и конструкторы“» размещена в разделах

Но все-таки неувядающей популярностью продолжают пользоваться обыкновенные деревянные кубики или наборы «Строитель», в которых кроме кубиков есть кирпичики, цилиндры, призмы и другие детали. В кубики играли наши дедушки и бабушки, папы и мамы. В кубики с удовольствием играют наши дети.

Кубики бывают разные. Деревянные - с острыми углами, крупные пластмассовые со сглаженными уголками (специально для самых маленьких). Бывают кубики картонные и поролоновые (обтянутые тканью или моющимся виниловым материалом).

В разном возрасте кубики используются по-разному. Годовалый младенец, старательно пыхтя, старательно выстраивает башню из двух кубиков. Трехлетняя девчушка строит из кубиков кроватку для пупсика. А семилетний мальчик сооружает огромный дворец снежной королевы или крепость крестоносцев.

Когда начинать играть с детьми в кубики? Нуждаются ли дети в помощи взрослого, играя с ними? Надо ли учить детей строить из кубиков? Может ли набор кубиков стать общей игрой?

Попробуем разобраться в этих вопросах.

Знакомимся с фигурами

1,5-3 года

Показывайте и называйте малышам все геометрические тела, которые есть в вашем строительном наборе. Это могут быть: кубики, кирпичики, цилиндры, треугольные призмы, арки, брусочки, конусы, другие фигуры. Иногда попадаются наборы с деревянными шариками, если у вас такого нет, добавьте в игры со строительным материалом пару небольших резиновых мячиков.

Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы»

Попросите детей разложить фигуры в кучки по форме или раздать те или иные фигуры разным игрушкам (мишке - кубики, зайке - кирпичики и так далее). Сложите несколько фигур в небольшой мешочек и попросите детей по очереди не глядя достать из него фигуру, которую вы будете называть или показывать.

Играя с детьми, обязательно называйте цвета деталей. Можете поиграть в игру с раскладыванием фигур по своим домикам (можно вырезать силуэты домиков из цветной бумаги или сделать их из коробок от обуви, покрасив в нужные цвета, но этот вариант более трудоемкий). Если есть одинаковые геометрические тела разного размера, рассмотрите, где большие, а где маленькие. Сделайте домики разного размера (бумажные силуэты одного цвета, нейтрального, или коробки двух и более размеров, по необходимости).

Попробуйте катать разные детали «Строителя» с горочки. Горочкой может послужить любая досочка, поставленная на большой кубик или стопку книг. Кубики и кирпичики, призмы медленно сползают с горки, шарики и цилиндрики (если положить их на бок) быстро скатываются. Обратите внимание ребенка на то, как меняется скорость движения фигур, катящихся с горки, и расстояния, которое они проедут, если менять угол ее наклона в ту или иную сторону. Или если ставить одну и ту же деталь то наверх горки, то на середину, то на самый край - внизу.

С трех лет детей начинают учить не только различать, но и правильно называть основные детали строительных наборов.

Расскажите детям, как называются части фигур, - грань, угол, ребро. Попросите показать вам эти части у разных фигур.

Скорее всего дети уже хорошо знакомы с понятиями большой - маленький. Пришло время добавить в словарь понятия: высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, описывая отдельные детали или целые постройки. Просите построить короткую или длинную дорожку, низкие или высокие заборчики и башенки, широкие или узкие воротца, дорожки и так далее.

Строим

Покажите детям, как строить башенки. Пусть они сам попробует. Рассмотрите вместе с ним, какие фигуры можно ставить друг на друга, а какие невозможно (например, шарики, цилиндрики боком, треугольные призмы, если ставить их на основание).

Строить настоящие большие сооружения малыши еще не могут, но с большим удовольствием они сделают примитивный домик для пупсика или солдатика (два кирпичика, стоящие на торце, один лежит поперек сверху). Девочки охотно делают кроватки, креслица, скамеечки для кукол и матрешек. Мальчики строят гаражи для маленьких машинок.

Фото «Конструирование: кубики и конструкторы»

Чтобы детям хотелось строить большие сооружения, стройте их сами у них на глазах. Вовлекайте детей в совместное строительство - пусть вовремя подают вам нужную деталь или ставят любую в то место, которое им понравилось. Не сердитесь на малышей, если они нарушили ваш замысел.

Старайтесь не строить однотипных проектов, придумывайте каждый раз что-нибудь новенькое, необычное. Не стремитесь к симметрии в своих сооружениях, наоборот, делайте ни на что не похожие замки, дома, дворцы.

После игры кубики обязательно надо убрать, чтобы они не валялись под ногами. Сделайте коробку-копилку с прорезями, соответствующими деталям набора. Пусть после каждой игры дети складывают кубики в коробку самостоятельно (на первых порах, конечно, можно помочь им). Или складывайте их в обыкновенный ящик.

«Обезьянка»

Поиграйте с малышами в «Обезьянку» (игра описана в книги Никитиных «Интеллектуальные игры»). Возьмите для начала две детали (два кубика, кубик или кирпичик, два кирпичика). Точно такие же по форме, цвету и размеру детали дайте малышам. Договоритесь с ними, что они обезьянки, а обезьянки очень любят за всеми повторять. Вы будете строить, а обезьянки будут повторять за вами.

Консультация для воспитателей - фото

Постройте простейшую модель - башенку, дорожку, заборчик. Дождитесь, пока дети ее скопируют, потом собирайте следующую. Слишком долго играть не стоит, заканчивайте, как только заметите, что дети устали или им надоело. Тогда они с удовольствием поиграют с вами в следующий раз. Не выполняйте задание за ребенка, если у него не получается скопировать вашу модель самостоятельно. Лучше предложите другой, более простой вариант.

Постепенно перейдите к копированию построек из трех-пяти и более деталей. В процессе игры просите малышей подумать, на что похожа та или иная постройка.

Переделываем

Следующее по сложности задание - преобразование образцов. Воспитатель строит небольшое сооружение и просит детей построить такую же модель, изменив некоторые параметры. Само простое - изменить цвет. Ваша башня целиком красная, а детская башня пусть будет из таких же деталей, но синих. Затем - пусть меняет размер. Вместо маленьких деталей пусть берет большие (или наоборот). Потом меняйте форму: вместо кубиков - кирпичики (но количество деталей, их цвет и расположение сохраняются) и так далее.

Строим по описанию

Предложите детям самостоятельно построить два домика - для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Пусть сами подбирают детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).

Фото №1 Конструкторы на магнитах на липучках и лего совместимые конструкторы

Последовательности

Научите детей продолжать ряд, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. Выложите начало дорожки (заборчика, например кубик - кирпичик - кубик - кирпичик или кубики: красный - синий - красный - синий. Попросите детей угадать, какая деталь будет следующей. Постепенно усложняйте задания, чередуя три разных детали. Или деталь одного типа, а за ней две детали другого типа и так далее. Обращайте внимание детей не только на последовательность фигур, но и на их расположение: кирпичик может лежать плашмя, а дети поставят его на ребро, у вас арочка выемкой (воротцами) вниз, а у них - вверх.

Строим город

Нарисуйте на листе бумаги дорожку, а вдоль нее с двух сторон контуры граней геометрических тел (приложите кубики, кирпичики, цилиндры прямо на лист и обведите). Это будет проект нового города. Пусть дети расставят дома согласно проекту и поиграют в новом городе - покатают машинки, поселят кукол, маленьких зверюшек.

Зеркало

3-5 лет

Расположите на столе в ряд (или одну под другой - башенки) две-три фигуры. Попросите детей расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке. Со временем увеличивайте количество элементов в игре.

Запоминаем

Составьте на столе дорожку или башню из нескольких деталей (начинайте с трех-четырех элементов, когда дети освоятся - увеличьте количество). Попросите их посмотреть на дорожку (башню) и отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите детей восстановить первоначальное расположение фигур.

Составьте дорожку (башню) из фигур, дайте детям посмотреть на нее, а затем уберите. Предложите им восстановить сооружение самостоятельно.

Спросите у детей, на что похожа та или иная деталь. Попросите найти в комнате предметы, похожие на нее. Попросите припомнить, что еще такой же формы они видели раньше.

Строим по заданию

5-7 лет

Детям старшего дошкольного возраста нравится подолгу играть в кубики самостоятельно.

Но иногда вы можете давать детям заказ на строительство тех или иных сооружений. Например, построить дом, в котором будет определенное количество этажей и квартир. Или гараж на две маленькие и одну большую машину. Детям, которые любят сказки, можно предложить построить домик для семи гномов (маленький, но с семью квартирками) или домик для Карлсона (естественно, на крыше многоквартирного дома).

Строим шедевры мировой архитектуры

Если вы знакомите детей с историей мирового искусства и архитектуры (по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего города, можете предложить им попробовать изобразить кубиками тот или иной памятник архитектуры. Самый простой из всех знаменитейших сооружений для воспроизведения с помощью строительного набора - это, конечно, Стоунхендж. Но думаю, что дети с не меньшим вдохновением откликнуться на предложение построить подобие пирамиды Хеопса или Кремлевской стены.

Игра «Чертеж»

Для игры потребуются кубики, кирпичики, а также набор геометрических фигур. Их можно вырезать из цветного картона одного цвета.

Прямоугольники из картона одного цвета (по шесть штук каждого размера):

• 2,5Х5 см;

• 2,5Х10 см;

• 5Х10 см.

Квадраты из картона одного цвета (десять штук):

• 5Х5 см.

Попросите детей назвать вам все фигуры (из картона). Расскажите об их частях. Что такое угол и сторона. Предложите показать равные стороны у одной фигуры, у двух разных фигур.

Покажите и назовите ребенку части этих геометрических тел (кубиков и кирпичей) - грань, угол, сторона.

Сравните геометрические тела с прямоугольниками и квадратами. Обратите внимание детей на то, что что каждая грань кубика - квадрат, а у кирпичика пары разных прямоугольных граней. Пусть дети сравнят прямоугольники с гранями кирпичика и найдут отображение передней, боковой и верхних граней.

Предложите детям построить простой домик из трех-шести элементов. Изобразите на столе план его постройки геометрическими фигурами (вид спереди). Затем поменяйтесь ролями - вы строите, ребенок делает план.

Затем проделайте то же самое, изображая постройку сбоку (слева).

Затем то же самое, но вид сверху.

Постепенно придите к тому, чтобы изображать все три вида постройки одновременно (как на настоящем чертеже).

Фото №2 Ко многим конструкторам прилагаются подробные схемы сборки той или иной модели

Методические рекомендации

• С первым конструктором детей можно познакомить в год-полтора. Детали конструктора должны быть крупными, соединяться друг с другом легко, без усилий. Покажите малышам как соединять детали. Постройте на их глазах несколько домиков, машинок или других простых моделей, чтобы дети увидели возможности этой игры.

• Старайтесь использовать конструкторы как развивающие игры. Называйте цвета фигур, сравнивайте размеры построек. Предлагайте детям выполнять задания, описанные в играх со строительными кубиками.

• Не стоит покупать много конструкторов с различными деталями и принципами их соединения. Достаточно купить конструкторы одного-двух типов. Если деталей недостаточно, лучше докупить еще один набор того же типа.

Список использованной литературы

1. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы. - М: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - С. 110-117.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы — конструкторы будущего»Фотоотчет «Мы — конструкторы будущего» Сегодня самые любимые игры для детей - это наборы по конструированию, которые используются нами не только на занятиях но и в свободной.

Фотоотчёт «Юные конструкторы из детского сада»Фотоотчёт «Юные конструкторы из детского сада» Фотоотчёт «Юные конструкторы из детского сада» Сорокина АнжелаДень конструктора на МААМВ нашем детском саду конструированию уделяется очень.

Консультация «Как превратить кубики в познавательную игру»Консультация «Как превратить кубики в познавательную игру» На протяжении многих десятилетий кубики сохраняют свою популярность у детей. Простые кубики разного размера и окраски можно использовать.

Конструкторы «Лего» в помощь речевому развитиюКонструкторы «Лего» в помощь речевому развитию Одна из основных видов деятельности у дошколят - конструктивная, поэтому достаточно долгое время в нашей стране большое внимание уделяется.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для родителей «Как конструкторы LEGO способствуют развитию детей?»Консультация для родителей «Как конструкторы LEGO способствуют развитию детей?» Консультация для родителей: «Как конструкторы LEGO способствуют развитию детей?»Седова Наталья Владимировна Описание материала: Данная.

Консультация для родителей «Конструирование в детском саду»Консультация для родителей «Конструирование в детском саду» Уважаемые родители! Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Дидактические вязаные пособия и конструкторы «Цветные обучалки»Дидактические вязаные пособия и конструкторы «Цветные обучалки» Пособие «Цветные обучалки»: 1. «Цветная цепочка». Вязаное пособие состоит из цветных полосок, на одном конце петелька, а на другом фигурная.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы»
Опубликовано: 3 июня 2022 в 13:34
+156Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД