Ольга Мамонова
Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Каких только конструкторов не встретишь сейчас на полках магазинов! Одни состоят из трубочек, другие из геометрических фигур с прорезями, компоненты третьих напоминают детали головоломки-пазла. Конструкторы на магнитах, на липучках, «Lego» и лего-совместимые конструкторы. Ко многим конструкторам прилагаются подробные схемы сборки той или иной модели.
Публикация «Консультация для воспитателей „Конструирование: кубики и конструкторы“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кубики. Игры с кубиками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Но все-таки неувядающей популярностью продолжают пользоваться обыкновенные деревянные кубики или наборы «Строитель», в которых кроме кубиков есть кирпичики, цилиндры, призмы и другие детали. В кубики играли наши дедушки и бабушки, папы и мамы. В кубики с удовольствием играют наши дети.
Кубики бывают разные. Деревянные - с острыми углами, крупные пластмассовые со сглаженными уголками (специально для самых маленьких). Бывают кубики картонные и поролоновые (обтянутые тканью или моющимся виниловым материалом).
В разном возрасте кубики используются по-разному. Годовалый младенец, старательно пыхтя, старательно выстраивает башню из двух кубиков. Трехлетняя девчушка строит из кубиков кроватку для пупсика. А семилетний мальчик сооружает огромный дворец снежной королевы или крепость крестоносцев.
Когда начинать играть с детьми в кубики? Нуждаются ли дети в помощи взрослого, играя с ними? Надо ли учить детей строить из кубиков? Может ли набор кубиков стать общей игрой?
Попробуем разобраться в этих вопросах.
Знакомимся с фигурами
1,5-3 года
Показывайте и называйте малышам все геометрические тела, которые есть в вашем строительном наборе. Это могут быть: кубики, кирпичики, цилиндры, треугольные призмы, арки, брусочки, конусы, другие фигуры. Иногда попадаются наборы с деревянными шариками, если у вас такого нет, добавьте в игры со строительным материалом пару небольших резиновых мячиков.
Попросите детей разложить фигуры в кучки по форме или раздать те или иные фигуры разным игрушкам (мишке - кубики, зайке - кирпичики и так далее). Сложите несколько фигур в небольшой мешочек и попросите детей по очереди не глядя достать из него фигуру, которую вы будете называть или показывать.
Играя с детьми, обязательно называйте цвета деталей. Можете поиграть в игру с раскладыванием фигур по своим домикам (можно вырезать силуэты домиков из цветной бумаги или сделать их из коробок от обуви, покрасив в нужные цвета, но этот вариант более трудоемкий). Если есть одинаковые геометрические тела разного размера, рассмотрите, где большие, а где маленькие. Сделайте домики разного размера (бумажные силуэты одного цвета, нейтрального, или коробки двух и более размеров, по необходимости).
Попробуйте катать разные детали «Строителя» с горочки. Горочкой может послужить любая досочка, поставленная на большой кубик или стопку книг. Кубики и кирпичики, призмы медленно сползают с горки, шарики и цилиндрики (если положить их на бок) быстро скатываются. Обратите внимание ребенка на то, как меняется скорость движения фигур, катящихся с горки, и расстояния, которое они проедут, если менять угол ее наклона в ту или иную сторону. Или если ставить одну и ту же деталь то наверх горки, то на середину, то на самый край - внизу.
С трех лет детей начинают учить не только различать, но и правильно называть основные детали строительных наборов.
Расскажите детям, как называются части фигур, - грань, угол, ребро. Попросите показать вам эти части у разных фигур.
Скорее всего дети уже хорошо знакомы с понятиями большой - маленький. Пришло время добавить в словарь понятия: высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий, описывая отдельные детали или целые постройки. Просите построить короткую или длинную дорожку, низкие или высокие заборчики и башенки, широкие или узкие воротца, дорожки и так далее.
Строим
Покажите детям, как строить башенки. Пусть они сам попробует. Рассмотрите вместе с ним, какие фигуры можно ставить друг на друга, а какие невозможно (например, шарики, цилиндрики боком, треугольные призмы, если ставить их на основание).
Строить настоящие большие сооружения малыши еще не могут, но с большим удовольствием они сделают примитивный домик для пупсика или солдатика (два кирпичика, стоящие на торце, один лежит поперек сверху). Девочки охотно делают кроватки, креслица, скамеечки для кукол и матрешек. Мальчики строят гаражи для маленьких машинок.
Чтобы детям хотелось строить большие сооружения, стройте их сами у них на глазах. Вовлекайте детей в совместное строительство - пусть вовремя подают вам нужную деталь или ставят любую в то место, которое им понравилось. Не сердитесь на малышей, если они нарушили ваш замысел.
Старайтесь не строить однотипных проектов, придумывайте каждый раз что-нибудь новенькое, необычное. Не стремитесь к симметрии в своих сооружениях, наоборот, делайте ни на что не похожие замки, дома, дворцы.
После игры кубики обязательно надо убрать, чтобы они не валялись под ногами. Сделайте коробку-копилку с прорезями, соответствующими деталям набора. Пусть после каждой игры дети складывают кубики в коробку самостоятельно (на первых порах, конечно, можно помочь им). Или складывайте их в обыкновенный ящик.
«Обезьянка»
Поиграйте с малышами в «Обезьянку» (игра описана в книги Никитиных «Интеллектуальные игры»). Возьмите для начала две детали (два кубика, кубик или кирпичик, два кирпичика). Точно такие же по форме, цвету и размеру детали дайте малышам. Договоритесь с ними, что они обезьянки, а обезьянки очень любят за всеми повторять. Вы будете строить, а обезьянки будут повторять за вами.
Постройте простейшую модель - башенку, дорожку, заборчик. Дождитесь, пока дети ее скопируют, потом собирайте следующую. Слишком долго играть не стоит, заканчивайте, как только заметите, что дети устали или им надоело. Тогда они с удовольствием поиграют с вами в следующий раз. Не выполняйте задание за ребенка, если у него не получается скопировать вашу модель самостоятельно. Лучше предложите другой, более простой вариант.
Постепенно перейдите к копированию построек из трех-пяти и более деталей. В процессе игры просите малышей подумать, на что похожа та или иная постройка.
Переделываем
Следующее по сложности задание - преобразование образцов. Воспитатель строит небольшое сооружение и просит детей построить такую же модель, изменив некоторые параметры. Само простое - изменить цвет. Ваша башня целиком красная, а детская башня пусть будет из таких же деталей, но синих. Затем - пусть меняет размер. Вместо маленьких деталей пусть берет большие (или наоборот). Потом меняйте форму: вместо кубиков - кирпичики (но количество деталей, их цвет и расположение сохраняются) и так далее.
Строим по описанию
Предложите детям самостоятельно построить два домика - для большой и маленькой куколки (или гаражи для разных машин). Пусть сами подбирают детали и продумывает конструкцию так, чтобы персонажи (предметы) поместились в дом (гараж).
Последовательности
Научите детей продолжать ряд, в котором последовательно повторяются те или иные фигуры. Выложите начало дорожки (заборчика, например кубик - кирпичик - кубик - кирпичик или кубики: красный - синий - красный - синий. Попросите детей угадать, какая деталь будет следующей. Постепенно усложняйте задания, чередуя три разных детали. Или деталь одного типа, а за ней две детали другого типа и так далее. Обращайте внимание детей не только на последовательность фигур, но и на их расположение: кирпичик может лежать плашмя, а дети поставят его на ребро, у вас арочка выемкой (воротцами) вниз, а у них - вверх.
Строим город
Нарисуйте на листе бумаги дорожку, а вдоль нее с двух сторон контуры граней геометрических тел (приложите кубики, кирпичики, цилиндры прямо на лист и обведите). Это будет проект нового города. Пусть дети расставят дома согласно проекту и поиграют в новом городе - покатают машинки, поселят кукол, маленьких зверюшек.
Зеркало
3-5 лет
Расположите на столе в ряд (или одну под другой - башенки) две-три фигуры. Попросите детей расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке. Со временем увеличивайте количество элементов в игре.
Запоминаем
Составьте на столе дорожку или башню из нескольких деталей (начинайте с трех-четырех элементов, когда дети освоятся - увеличьте количество). Попросите их посмотреть на дорожку (башню) и отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите детей восстановить первоначальное расположение фигур.
Составьте дорожку (башню) из фигур, дайте детям посмотреть на нее, а затем уберите. Предложите им восстановить сооружение самостоятельно.
Спросите у детей, на что похожа та или иная деталь. Попросите найти в комнате предметы, похожие на нее. Попросите припомнить, что еще такой же формы они видели раньше.
Строим по заданию
5-7 лет
Детям старшего дошкольного возраста нравится подолгу играть в кубики самостоятельно.
Но иногда вы можете давать детям заказ на строительство тех или иных сооружений. Например, построить дом, в котором будет определенное количество этажей и квартир. Или гараж на две маленькие и одну большую машину. Детям, которые любят сказки, можно предложить построить домик для семи гномов (маленький, но с семью квартирками) или домик для Карлсона (естественно, на крыше многоквартирного дома).
Строим шедевры мировой архитектуры
Если вы знакомите детей с историей мирового искусства и архитектуры (по репродукциям и фотографиям) или знаменитыми постройками своего города, можете предложить им попробовать изобразить кубиками тот или иной памятник архитектуры. Самый простой из всех знаменитейших сооружений для воспроизведения с помощью строительного набора - это, конечно, Стоунхендж. Но думаю, что дети с не меньшим вдохновением откликнуться на предложение построить подобие пирамиды Хеопса или Кремлевской стены.
Игра «Чертеж»
Для игры потребуются кубики, кирпичики, а также набор геометрических фигур. Их можно вырезать из цветного картона одного цвета.
Прямоугольники из картона одного цвета (по шесть штук каждого размера):
• 2,5Х5 см;
• 2,5Х10 см;
• 5Х10 см.
Квадраты из картона одного цвета (десять штук):
• 5Х5 см.
Попросите детей назвать вам все фигуры (из картона). Расскажите об их частях. Что такое угол и сторона. Предложите показать равные стороны у одной фигуры, у двух разных фигур.
Покажите и назовите ребенку части этих геометрических тел (кубиков и кирпичей) - грань, угол, сторона.
Сравните геометрические тела с прямоугольниками и квадратами. Обратите внимание детей на то, что что каждая грань кубика - квадрат, а у кирпичика пары разных прямоугольных граней. Пусть дети сравнят прямоугольники с гранями кирпичика и найдут отображение передней, боковой и верхних граней.
Предложите детям построить простой домик из трех-шести элементов. Изобразите на столе план его постройки геометрическими фигурами (вид спереди). Затем поменяйтесь ролями - вы строите, ребенок делает план.
Затем проделайте то же самое, изображая постройку сбоку (слева).
Затем то же самое, но вид сверху.
Постепенно придите к тому, чтобы изображать все три вида постройки одновременно (как на настоящем чертеже).
• С первым конструктором детей можно познакомить в год-полтора. Детали конструктора должны быть крупными, соединяться друг с другом легко, без усилий. Покажите малышам как соединять детали. Постройте на их глазах несколько домиков, машинок или других простых моделей, чтобы дети увидели возможности этой игры.
• Старайтесь использовать конструкторы как развивающие игры. Называйте цвета фигур, сравнивайте размеры построек. Предлагайте детям выполнять задания, описанные в играх со строительными кубиками.
• Не стоит покупать много конструкторов с различными деталями и принципами их соединения. Достаточно купить конструкторы одного-двух типов. Если деталей недостаточно, лучше докупить еще один набор того же типа.
Список использованной литературы
1. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы. - М: ОЛМА Медиа Групп, 2014. - С. 110-117.