Лилия Марушкина
Конструкторы «Лего» в помощь речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных видов деятельности у дошколят - конструктивная, поэтому достаточно долгое время в нашей стране большое внимание уделяется разработке и внедрению педагогических технологий, которые имеют моделирующий характер.
Мне, как специалисту, проводящему коррекционную и компенсирующую помощь детям от рождения до школы, очень интересны эти технологии, поскольку они дают возможность как формировать речевую функцию, так и «ремонтировать» её психологическую базу.
Публикация «Конструкторы „Лего“ в помощь речевому развитию» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Практически в каждой группе нашего детского сада есть "Уголки Лего" - разноуровневые невысокие шкафчики с контейнерами, наполненными деталями и схемами. Наборы, доступные детям, удовлетворяют требованиям гигиеничности, эстетики и прочности, а также учитывают возраст.
Так же оснащены наборами «лего» кабинеты специалистов: педагога – психолога и мой - учителя – логопеда.
При использовании «лего» технологии я могу отметить, что она имеет некоторые преимущества перед другими конструктивно – игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
- воспитанники могут играть самостоятельно, без контроля взрослого, проигрывая уже изученное или придумывая новое;
- после игры продукты деятельности можно хранить как в собранном, так и в разобранном виде;
- ощущение успеха, так как конструкции получаются ровные, красивые, яркие – не зависимо от имеющихся у ребенка навыков, хотя и требующих точности движений;
- можно играть как на полу, так и за столом – осваивая малое, среднее и большое пространство игровой и рабочей зоны;
- позволяет раскрывать каждого ребенка – его индивидуальность, способность планировать, фантазировать, реализовывать;
- не вызывает каких-либо негативных эмоций, так как это игра, которую можно осуществлять в паре взрослый и ребенок, ребенок и ребенок или индивидуально;
- чередует практические и умственные действия дошколенка;
- оказывает сильное и активное воздействие на работоспособность головного мозга;
- позволять объяснить посторенние лексико – грамматических категорий и создавать дискретные оболочки слов;
- наглядно создать динамическое оставляющее изменения окончаний слов (визуальный образ окончания);
- способствовать знакомству с графическим образом букв и много другое.
Мой набор «лего» рассортирован по нескольким категориям – это «лего – кубики», которые можно использовать как символы твердых и мягких согласных и гласных звуков; «лего – прямоугольники», которые используются для выкладывания на платформу при построении предложений или сортировке по размеру слов (короткие слова и длинные, слова – предметы, слова – действия, слова – признаки, «лего – фигурки» (человечки – взрослые, человечки – дети, фигурки животных и предметов, «лего – крыши или окошки» для определения количества слогов в слове. И каталог схем – картинок для самостоятельного определения позиции звука в слове, количества звуков в простых и сложных словах или слогов в словах, или слов в предложениях.
Как же мы играем?
Например,
игра «Поймай звук А»
Перед ребенком выкладываем 6-7 «лего – кубиков» красного цвета и просим его выставлять их на лего-платформу только тогда, когда он услышит звук «А» среди других звуков/ слогов/ слов…
- А, О, У, И, А, О
- АН, ОН, ИН, АМ, ОМ
- АРБУЗ, НОС, АНЯ….
Считаем, сколько раз воспитанник поймал звук «А». Нажимаем каждым пальчиком правой руки на лего – кубик и произносим звук а - высоко, а затем каждым пальчиком левой руки и произносим – низко.
Или
игра «Что подарили Мишке?»
Перед ребенком выкладываем лего – платформу, лего – прямоугольники и лего – предметы. Наша задача составлять предложения из 3-х слов, где каждый лего – прямоугольник – это слово нашего предложения. На третий прямоугольник мы выставляем лего – предмет (это то, что подарили мишке).
"Мишке подарили стул. Мишке подарили крюк. Мишке подарили цветок. Мишке подарили раковинУ. Мишке подарили коробкУ. Мишке подарили цифрУ"
Благодарю за внимание и интерес к данной теме, а Вы используете в своей работе разносторонние возможности «лего»?