Анастасия Оводова
Консультация для воспитателей «Компьютер и ребёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Подгатовила: Оводова А. А. ,
воспитатель старшей группы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Компьютер и ребёнок“» размещена в разделах
- Компьютер и дети. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Одна из примет сегодняшнего дня — широкое использование информационных и коммуникационных технологий в различных сферах жизни, в том числе и в системе образования. Учитывая их широкие возможности и преимущества, можно предполагать, что с каждым годом они будут применяться в учебно-воспитательном процессе все шире и шире, а возраст пользователей будет снижаться.
Педагоги и психологи на практике доказали, что применение компьютера в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Занятия с использованием специальных компьютерных программ развивают пространственное мышление, закладывают фундамент технического творчества, умение планировать свои действия.
Компьютер позволяет ребенку по своему усмотрению менять стратегию решения, пользоваться различными уровнями усложнения материала. А какие возможности предоставляются ребенку в плане поиска нужной информации! Список положительных сторон можно продолжать бесконечно, но вряд ли это необходимо.
Сегодня уже никто не ведет дискуссий на тему «Нужен ли компьютер нашим детям?». Ответ очевиден. Но так ли он безобиден для ребенка? С какими опасностями могут столкнуться наши дети при общении с ним и что нужно сделать, чтобы предотвратить их?
Проблемы охраны здоровья детей, профилактики снижения их работоспособности, предупреждения переутомления при использовании компьютеров постепенно решаются, но до сих пор не утрачивают своей актуальности. Работа на компьютере необычная, она не похожа на другие виды занятий.
Как влияет эта работа на детский организм — еще изучено недостаточно. Известно, что у подавляющего большинства взрослых операторов к концу рабочего дня появляются различные болезненные ощущения. Старшие школьники, работающие в школе 2—4 ч, также жалуются на общую усталость, боль в глазах, неприятные ощущения в мышцах плечевого пояса. Хотя дошкольники занимаются и того меньше, но и для них существует опасность неблагоприятного воздействия на организм целого комплекса вредных факторов. Работа на компьютере отражается прежде всего на зрении. И неудивительно, ведь большую часть времени приходится общаться с видеотерминалом, рассматривать информацию на светящемся экране, причем на близком расстоянии. Кроме того, необходимо часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру. Поэтому глазам приходится постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. В результате этого аккомодационная система глаза все время находится в напряжении. Работа глаза в этом случае по своему напряжению отличается от работы зрительного анализатора в других условиях (при чтении книг, учебников, просмотре телепередач). Работа на компьютере также связана и с нервным напряжением, а при определенных условиях становится стрессогенной.
Так, например, при общении ребенка с игровыми программами, требующими быстрой ответной реакции, кратковременной концентрации нервных процессов, у него может возникать выраженное утомление. При управлении компьютером детям требуется выработка, специальных навыков. Им приходится отыскивать и нажимать на определенные клавиши клавиатуры и одновременно зрительно контролировать происходящее на экране.
Для детей дошкольного возраста это трудно в силу функциональной слабости кисти руки, а также потому, что при переходе к работе с новой компьютерной программой изменяется расположение функциональных клавиш, и приходится снова запоминать новое их расположение. Работа с «мышкой» еще более сложна для ребенка, поскольку требует определенного уровня развития тонких зрительно-двигательных координаций. Конечно, дети, увлеченные работой на компьютере, все это выполняют, но какой ценой?
Какова при этом функциональная стоимость их работы? Оказывается — немалая, а в ряде случаев чрезмерная. Кроме того, детям приходится преодолевать и смысловые трудности программы, запоминать количество, окраску, расположение объектов на экране и правила манипулирования с ними. Все это требует от 5—6-летнего ребенка развития памяти, воображения, ассоциативного и логического мышления, внимания.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети еще не способны к длительному произвольному вниманию.
• Итак, очевидно, что к организации занятий дошкольников с использованием компьютера нужно относиться с высокой степенью ответственности. Можно ли предотвратить негативное влияние компьютерной деятельности на организм ребенка? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что если занятия организуются и соответствии с возрастными (функциональными возможностями детей, то они не оказывают неблагоприятною воздействия на их здоровье. Для того чтобы предупредить утомление и переутомление детей, а также сохранить их здоровье и при этом достичь высокого педагогического эффекта, необходимо соблюдать несколько обязательных правил. Во - первых, создать оптимальные условия для проведения занятий с использованием компьютера. Они должны соответствовать основным требованиям, изложенным в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы». Это касается и самого помещения, и организации рабочего места ребенка, и показателей воздушной среды, и характеристик освещения рабочего места и кабинета в целом, и качества самого компьютера. Мебель (стул и стол) по своим размерам должна соответствовать росту ребенка.
Во время работы дети должны сохранять правильную позу:
• голова слегка наклонена вперед (5—7°);
• предплечья опираются на поверхность стола (перед клавиатурой) для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук;
• угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром должен быть не менее 90°;
• линия взора ребенка должна быть перпендикулярной экрану и приходиться в центр или на 2/3 высоты экрана;
• расстояние глаз ребенка до экрана не должно быть менее 50 см (оптимально 60—70 см);
• между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см;
• для достижения устойчивости посадки ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3— 3/4 длины бедра;
• край сиденья стула должен заходить на 3—5 см за край стола, обращенного к ребенку; • спина ребенка должна иметь опору;
• обязательна опора для ног в виде специальной подставки.