Елена Каменских
Консультация для воспитателей: «Картинки старые? Нет, новые!»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе каждого педагога, в том числе логопеда, самым удобным и наиболее часто используемым наглядным материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное и многоцелевое пособие. У логопеда и педагогов всегда имеются их наборы для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам («Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т. д.). Очень часто педагогу (логопеду) важно добиваться правильного называния изображённых на картинках предметов. Такая работа ведётся на протяжении ряда занятий. Как же лучше организовать её, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по новому, интересно и увлекательно? Как активизировать ребёнка и побудить его к более качественному называнию картинок?
Публикация «Консультация для воспитателей: „Картинки старые? Нет, новые!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Предлагаемые игровые приёмы помогут разнообразить данную работу. Они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т. п.). Количество картинок педагог (логопед) подбирает, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности.
Едем на поезде
Ребёнок составляет на картинках поезд и называет каждую картинку. Как вариант, педагог (логопед) может изначально составить поезд, но картинки положить лицом вниз. Ребёнок переворачивает картинки, выясняя, кто едет на поезде или что везёт поезд, и называет предметы.
Весёлая дорожка
Педагог (логопед) выкладывает перед ребёнком дорожку из картинок, либо ребёнок выкладывает её сам. По этой дорожке едет машина или какой – то другой персонаж, а ребёнок по ходу движения называет каждую картинку.
Что везёт машина? (Что несём в корзине)
В кузове машины или в корзинке лежат картинки. Ребёнок поочерёдно вынимая картинки, должен отчётливо их назвать. Если картинка названа неправильно или нечётко, она вновь кладётся в кузов (в корзинку).
Чудесный мешочек (Волшебная шкатулка)
Это задание аналогично предыдущему, только картинки лежат в мешочке или шкатулке, которую можно заменить яркой коробочкой. Ребёнок не глядя, берёт картинку и называет её лишь после того, как она оказалась в руке или на столе.
Строим дом
Из картинок, названия которых нужно отработать. Ребёнок выкладывает домик, отчётливо называя каждую картинку. Педагог (логопед) может заранее положить картинки в виде домика, изображением вниз, и ребёнок будет переворачивать картинки и называть каждую. Можно попросить ребёнка назвать нижний (верхний левый, правый) ряд картинок.
Волшебный волчок
Педагог (логопед) раскладывает картинки вокруг волчка, который можно сделать из кружка со стрелкой, проткнутого спичкой или палочкой. Ребёнок вертит волчок и называет ту картинку, на которую указывает стрелка.
Песенка – чудесенка
Ребёнок из кирпичиков строит лесенку и раскладывает на ступеньках картинки или в виде лесенки раскладывает картинки на столе. Поднимаясь по ступенькам вместе с каким – нибудь персонажем, он называет каждую картинку. Если слово произносится неправильно или картинка называется неверно, движение останавливается. Можно внести элемент соревнования, когда два ребёнка (или больше) поочерёдно поднимаются каждый по своей лесенке на скорость.
Авиадиспетчер (Отважный капитан)
Перед ребёнком на столе в произвольном порядке лежат картинки. Это аэродром с посадочными площадками, на которые нужно посадить самолёты, или океан с островами, к которым будет причаливать корабль. В первом случае ребёнок – диспетчер, регулирующий порядок самолётов, во втором – капитан, ведущий своё судно от острова к острову.
1. Педагог (логопед) шёпотом называет слово, ребёнок находит нужную картинку, ставит на неё самолёт или кораблик и произносит слово громко.
2. Слово называет ребёнок, а находит картинку и ставит игрушку педагог (логопед) или другой ребёнок.
3. Ребёнок сам манипулирует с игрушкой и называет картинки.
Поле чудес
Как и в предыдущем задании, перед ребёнком разложены картинки. За основу можно взять расчерченный лист бумаги или шахматную доску. По команде педагога («Вперёд, вправо, влево» и т. п.) ребёнок начинает движение с отмеченной клетки. В том числе. Где он остановился, нужно назвать картинку.
Строим мостик через речку
В качестве строительного материала для мостика можно использовать картинки или кирпичики с приклеенными к ним картинками. Ребёнок, строя мостик, а затем проходя по нему через речку, называет каждую. Если картинка или кирпичики достаточно крупные, мостик можно строить на полу, и ребёнок сможет по - настоящему пройти по нему. Если работа проводится на столе, то по мостику можно пройти пальчиками, либо провести по нему игрушку (куклу, машину) или провести мишку.
Игровые приёмы помогут разнообразить работу с картинками, а следовательно заинтересовать и активизировать речь детей.
Литература:
Борисова Е. А. Картинки новые? Нет, старые! – Научно – методический журнал «Логопед», 2006 - № 5, с. 43 – 47.