Анна Пантюхова
Консультация для воспитателей «Как правильно написать годовой аналитический отчет воспитателя?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей :
«Как правильно написать годовой аналитический отчет воспитателя?».
Пантюхова А. С., старший воспитатель
По материалам одноимённой статьи из журнала «Справочник старшего воспитателя ДО»
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Ваши воспитатели каждый год пишут аналитический отчет. Помогает ли вам этот документ увидеть их профессиональные достижения? Предлагаем посмотреть, насколько глубоко педагоги анализируют свою работу в конце учебного года, и помочь им разобраться в главных вопросах: зачем нужен этот от-чет, что необходимо включить в него, какие данные потребуются, как правильно изложить информа-цию.
Педагоги дошкольного образования ведут много педагогической документации. Это возлагает на них дополнительную нагрузку и снижает качество документов, которые они составляют. Иногда отчет или план воспитатель пишет только ради того, чтобы он был, пренебрегая содержанием. Формальное отно-шение к делу приводит к общей профессиональной неудовлетворенности. Немалая часть работы кажет-ся воспитателю бессмысленной, а нагрузка чрезмерной. Получается замкнутый круг. Чтобы из него выйти, нужно внести в профессиональную деятельность максимальную осмысленность.
Разберем эту проблему на примере годового аналитического отчета воспитателя. Педагог учит детей относиться к своим действиям осознанно. Для этого использует рефлексивные моменты НОД, вечер-ний круг (когда дети и воспитатель обсуждают, как прошел день, итоговый праздник после тематиче-ской недели и т. д. При этом на анализ свой деятельности у него никогда нет времени, а годовой анали-тический отчет – ненужная бумага.
Для чего нужен аналитический отчет в конце года
Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы до-школьного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитиче-ский отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или не-успешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результа-ты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.
Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эф-фективно разрабатывать рабочую программу.
Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.
Чем аналитический отчет отличается от аттестационных материалов
В некоторых ДОО для составления годового отчета администрация предлагает воспитателям материа-лы, схемы, которые используются при аттестации. В этом есть логика: педагогу будет легче пройти ат-тестацию, если он заранее собирает и систематизирует материалы по определенной форме. Но годовой аналитический отчет и отчет, который готовит педагог к аттестации, заполняя информационные карты, отличаются задачами.
Аттестационные материалы демонстрируют высокий уровень профессиональной компетентности вос-питателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданны.
В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно делать на прилагательном «аналитический». Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.
Кроме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в 5 лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум раз в год, чтобы повысить качество и результативность образо-вательного процесса.
Какие требования предъявляются к форме отчета
Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свобод-ны в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали единую форму годового анали-тического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие пункты:
• общая характеристика группы;
• цели и задачи, которые были поставлены на данный период;
• анализ условий реализации ООП (образовательной среды);
• обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;
• анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• анализ взаимодействия с родителями детей;
• анализ результатов профессионального развития воспитателя;
• общие выводы и задачи на следующий период.
Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц (приложение). Это сделает отчет компакт-ным и содержательным. В рамках данной статьи не предлагаются готовые варианты заполнения таблиц анализа, т. к. фразы-клише педагоги часто используют без оглядки на конкретную ситуацию. Они упрощают его работу, но делают ее менее полезной и содержательной.
В анализе необходимо самостоятельно выделить положительные стороны и проблемы. Для этого вос-питатели могут использовать матрицу SWOT-анализа. Этот метод позволит обозначить сильные и слабые стороны образовательного процесса в дошкольной группе. Под возможностями и угрозами в данном случае подразумеваются внешние факторы, которые влияют на процесс: образовательная стратегия ДОО, социальное окружение и т. д. Но для аналитического отчета воспитателю достаточно проанализировать сильные и слабые стороны и возможности.
SWOT-анализ – метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды. В сферу образования этот метод пришел из бизнеса и успешно использу-ется благодаря своей универсальности. Суть его в том, что в любом процессе выявляются сильные и слабые стороны, возможности для развития и внешние угрозы.
Сильные стороны Возможности
1… 1…
2… 2…
Слабые стороны Возможности
1… 1…
2… 2…
Что писать в аналитическом отчете
Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.
1. Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.
2. Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот учебный год.
3. Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впослед-ствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образова-тельная среда в группе была оптимальной и соответствовала требованиям ФГОС ДО.
Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятель-ности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа :
Сильные стороны Слабые стороны Возможности
То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях, на которые в отчете можно сде-лать ссылки.
Под словом «проблема» подразумеваются вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т. д.
Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фан-тазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные обла-сти на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс. Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Полу-чат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.
4. Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны, а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррек-ции низких показателей и поддержки точек роста.
Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются по форме, предложен-ной авторами диагностик.
5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т. ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы инди-видуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результа-тивным или планировалось, но не было реализовано.
6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течение года, но и рассматривает воз-можность использования новых форм.
7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что удалось и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:
• изучил…;
• ознакомился с…;
• расширил имеющиеся представления о…;
• взял за основу для разработки…
Это важная часть методической копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно при-меняет на практике.
Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ, которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение года был реализован все-го один проект, то некорректно писать, что воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.
Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий». ОТ – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.
В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опы-та, обучение на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется, что сделано, а в анализе – только самое эффектив-ное.
В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Объ-ективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессио-нального образования для их прохождения, в т. ч. дистанционно.
8. Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает образовательную деятель-ность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формулирует задачи на следующий период.
Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педаго-гу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходи-мость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.
Таблицы-приложения к годовому отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический ма-териал используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Объем годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную програм-му методической поддержки педагогов.
Приложение
Образцы приложений к годовому аналитическому отчету воспитателя
Приложение к п. 3
3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
Название и вид программно-методической
продукции (программа, конспект, сценарий и др.) Дата утверждения
(для планов, рабочих программ)
3.2. Создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам мониторинга)
Информация о заболеваемости (в %) Информация о наличии случаев травматизма (в %)
3.3. Использование образовательных технологий (ОТ)
Используемые ОТ Цель использования Результат
3.4. Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО
Запланированные направления развития РППС Результаты реализации запланированных направлений развития РППС
3.5. Итоговые мероприятия, проведенные в течение года согласно тематическому плану
Форма проведе-ния Название мероприя-тия Уровень организации и результативность1
3.6. Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, сорев-нованиях и др.
Уровень и название мероприятия Результат участия Количество участников Количество победителей, лауреатов, призеров
Приложение к п. 5
5.1. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Категории детей с разными образовательными потреб-ностями Наличие индивидуаль-ных планов, маршрутов и т. д. Результат индивидуаль-ной работы с воспитанниками
Приложение к п. 6
6.1. Формы взаимодействия с родителями
Формы взаимодействия и сотрудничества Охват родителей различными формами сотруд-ничества (%)
6.2. Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ре-бенка в группе
Форма сбора информа-ции Доля родителей, удовлетворенных качеством
образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОО
Приложение к п. 7
7.1. Повышение квалификации
Тема КПК, ста-жировки Организация, осу-ществляющая ПК Название и номер доку-мента Количество часов
7.2. Изучение научно-методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий
Источник Результат изучения
7.3. Транслирование опыта педагогической деятельности
Формы трансляции2 Темы
7.4. Участие в работе профессиональных объединений педагогических работником
В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8, 2016 читайте статью «Методическая работа с педагогами: 25 форм на весь учебный год»
Группа/методическое объедине-ние3 Что разработано в результате совместной деятель-ности
7.5. Направление экспериментальной и инновационной деятельности
Направление экспериментальной
и инновационной деятельности Что сделано
7.6. Участие в профессиональных конкурсах
Уровень конкурса Название Результат
1 Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий / средний / низкий.
2 Выступление, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер-класс, педагогический проект и т. д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер-класс или открытое занятие.
3 Любые формы профессиональных объединений педагогов: МО, творческая группа, проектная группа, временная творческая группа и т. п.