Анна Пантюхова
Консультация для воспитателей «Как правильно написать годовой аналитический отчет воспитателя?»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для воспитателей :
«Как правильно написать годовой аналитический отчет воспитателя?».
Пантюхова А. С., старший воспитатель
По материалам одноимённой статьи из журнала «Справочник старшего воспитателя ДО»
Публикация «Консультация для воспитателей „Как правильно написать годовой аналитический отчет воспитателя?“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Ваши воспитатели каждый год пишут аналитический отчет. Помогает ли вам этот документ увидеть их профессиональные достижения? Предлагаем посмотреть, насколько глубоко педагоги анализируют свою работу в конце учебного года, и помочь им разобраться в главных вопросах: зачем нужен этот от-чет, что необходимо включить в него, какие данные потребуются, как правильно изложить информа-цию.
Педагоги дошкольного образования ведут много педагогической документации. Это возлагает на них дополнительную нагрузку и снижает качество документов, которые они составляют. Иногда отчет или план воспитатель пишет только ради того, чтобы он был, пренебрегая содержанием. Формальное отно-шение к делу приводит к общей профессиональной неудовлетворенности. Немалая часть работы кажет-ся воспитателю бессмысленной, а нагрузка чрезмерной. Получается замкнутый круг. Чтобы из него выйти, нужно внести в профессиональную деятельность максимальную осмысленность.
Разберем эту проблему на примере годового аналитического отчета воспитателя. Педагог учит детей относиться к своим действиям осознанно. Для этого использует рефлексивные моменты НОД, вечер-ний круг (когда дети и воспитатель обсуждают, как прошел день, итоговый праздник после тематиче-ской недели и т. д. При этом на анализ свой деятельности у него никогда нет времени, а годовой анали-тический отчет – ненужная бумага.
Для чего нужен аналитический отчет в конце года
Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы до-школьного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитиче-ский отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или не-успешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результа-ты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.
Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявить положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эф-фективно разрабатывать рабочую программу.
Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.
Чем аналитический отчет отличается от аттестационных материалов
В некоторых ДОО для составления годового отчета администрация предлагает воспитателям материа-лы, схемы, которые используются при аттестации. В этом есть логика: педагогу будет легче пройти ат-тестацию, если он заранее собирает и систематизирует материалы по определенной форме. Но годовой аналитический отчет и отчет, который готовит педагог к аттестации, заполняя информационные карты, отличаются задачами.
Аттестационные материалы демонстрируют высокий уровень профессиональной компетентности вос-питателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданны.
В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно делать на прилагательном «аналитический». Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.
Кроме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в 5 лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум раз в год, чтобы повысить качество и результативность образо-вательного процесса.
Какие требования предъявляются к форме отчета
Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. Педагогические коллективы свобод-ны в выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОО использовали единую форму годового анали-тического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие пункты:
• общая характеристика группы;
• цели и задачи, которые были поставлены на данный период;
• анализ условий реализации ООП (образовательной среды);
• обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;
• анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
• анализ взаимодействия с родителями детей;
• анализ результатов профессионального развития воспитателя;
• общие выводы и задачи на следующий период.
Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть вынесены в приложения в виде таблиц (приложение). Это сделает отчет компакт-ным и содержательным. В рамках данной статьи не предлагаются готовые варианты заполнения таблиц анализа, т. к. фразы-клише педагоги часто используют без оглядки на конкретную ситуацию. Они упрощают его работу, но делают ее менее полезной и содержательной.
В анализе необходимо самостоятельно выделить положительные стороны и проблемы. Для этого вос-питатели могут использовать матрицу SWOT-анализа. Этот метод позволит обозначить сильные и слабые стороны образовательного процесса в дошкольной группе. Под возможностями и угрозами в данном случае подразумеваются внешние факторы, которые влияют на процесс: образовательная стратегия ДОО, социальное окружение и т. д. Но для аналитического отчета воспитателю достаточно проанализировать сильные и слабые стороны и возможности.
SWOT-анализ – метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды. В сферу образования этот метод пришел из бизнеса и успешно использу-ется благодаря своей универсальности. Суть его в том, что в любом процессе выявляются сильные и слабые стороны, возможности для развития и внешние угрозы.
Сильные стороны Возможности
1… 1…
2… 2…
Слабые стороны Возможности
1… 1…
2… 2…
Что писать в аналитическом отчете
Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.
1. Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.
2. Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот учебный год.
3. Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впослед-ствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образова-тельная среда в группе была оптимальной и соответствовала требованиям ФГОС ДО.
Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятель-ности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа :
Сильные стороны Слабые стороны Возможности
То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях, на которые в отчете можно сде-лать ссылки.
Под словом «проблема» подразумеваются вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т. д.
Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фан-тазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные обла-сти на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс. Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Полу-чат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.
4. Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны, а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррек-ции низких показателей и поддержки точек роста.
Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются по форме, предложен-ной авторами диагностик.
5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т. ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы инди-видуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результа-тивным или планировалось, но не было реализовано.
6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течение года, но и рассматривает воз-можность использования новых форм.
7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что удалось и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:
• изучил…;
• ознакомился с…;
• расширил имеющиеся представления о…;
• взял за основу для разработки…
Это важная часть методической копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно при-меняет на практике.
Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ, которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение года был реализован все-го один проект, то некорректно писать, что воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.
Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий». ОТ – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.
В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опы-та, обучение на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется, что сделано, а в анализе – только самое эффектив-ное.
В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Объ-ективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессио-нального образования для их прохождения, в т. ч. дистанционно.
8. Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает образовательную деятель-ность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формулирует задачи на следующий период.
Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педаго-гу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходи-мость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.
Таблицы-приложения к годовому отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический ма-териал используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Объем годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную програм-му методической поддержки педагогов.
Приложение
Образцы приложений к годовому аналитическому отчету воспитателя
Приложение к п. 3
3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса
Название и вид программно-методической
продукции (программа, конспект, сценарий и др.) Дата утверждения
(для планов, рабочих программ)
3.2. Создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам мониторинга)
Информация о заболеваемости (в %) Информация о наличии случаев травматизма (в %)
3.3. Использование образовательных технологий (ОТ)
Используемые ОТ Цель использования Результат
3.4. Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО
Запланированные направления развития РППС Результаты реализации запланированных направлений развития РППС
3.5. Итоговые мероприятия, проведенные в течение года согласно тематическому плану
Форма проведе-ния Название мероприя-тия Уровень организации и результативность1
3.6. Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турнирах, выставках, сорев-нованиях и др.
Уровень и название мероприятия Результат участия Количество участников Количество победителей, лауреатов, призеров
Приложение к п. 5
5.1. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями
Категории детей с разными образовательными потреб-ностями Наличие индивидуаль-ных планов, маршрутов и т. д. Результат индивидуаль-ной работы с воспитанниками
Приложение к п. 6
6.1. Формы взаимодействия с родителями
Формы взаимодействия и сотрудничества Охват родителей различными формами сотруд-ничества (%)
6.2. Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ре-бенка в группе
Форма сбора информа-ции Доля родителей, удовлетворенных качеством
образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОО
Приложение к п. 7
7.1. Повышение квалификации
Тема КПК, ста-жировки Организация, осу-ществляющая ПК Название и номер доку-мента Количество часов
7.2. Изучение научно-методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий
Источник Результат изучения
7.3. Транслирование опыта педагогической деятельности
Формы трансляции2 Темы
7.4. Участие в работе профессиональных объединений педагогических работником
В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8, 2016 читайте статью «Методическая работа с педагогами: 25 форм на весь учебный год»
Группа/методическое объедине-ние3 Что разработано в результате совместной деятель-ности
7.5. Направление экспериментальной и инновационной деятельности
Направление экспериментальной
и инновационной деятельности Что сделано
7.6. Участие в профессиональных конкурсах
Уровень конкурса Название Результат
1 Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий / средний / низкий.
2 Выступление, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер-класс, педагогический проект и т. д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер-класс или открытое занятие.
3 Любые формы профессиональных объединений педагогов: МО, творческая группа, проектная группа, временная творческая группа и т. п.