Марина Герасимова
Консультация для воспитателей «Использование русского фольклора в развитии речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Устное русское народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатлённый в слове. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова. Фольклор даёт прекрасные образцы речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Весёлые песенки, пословицы, замысловатые загадки, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, скороговорки, дразнилки развивают юмор и воображение.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование русского фольклора в развитии речи младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Я в своей практике использую колыбельные песни, когда укладываю детей спать; показываю элемент сюжетной игры (укачивание куклы). В Древней Руси слово «убаюкивать» - означало говорить, уговаривать, заговаривать. И на самом деле ребёнок быстрее успокаивается, засыпает под эти песенки.
Котя, котенька, коток,
Котя - серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
***
Баю-баю, баю-баю,
Не ложися на краю
Придёт серенький волчок
Схватит Сашу за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый листок.
Под кусточком камушки,
Плохо жить без мамушки.
***
Бай, качи, качи, качи!
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи.
С пылу с жару, из печи.
С пылу с жару из печи
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Нам остались бараночки…
Просыпаются дети так же под различные прибаутки:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в роток говорунок,
А в головку разумок!
Также я использую приговорки, заклички - (это не большие песенки, которые обращены к природным стихиям, когда выглядываем в окно, наблюдая за теми или иными явлениями природы, во время прогулки.
Ах ты,радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
***
Солнышко, покажись
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
***
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.
***
Дождик, дождик, пуще.
Дам тебе гуще,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай-
Сколько хочешь поливай!
Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.
Улитка, улитка,
Высунь рожки -
Дадим лепёшки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба воршок!
Также использую прибаутки (это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребё нка: всё то, что окружает его в доме, на улице). Для прибауток характнерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища : котя-коток, курочка- рябушечка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса,из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
***
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
***
На болоте стоит пень-
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
Использую считалки во время подвижных игр. Главная особенность считалки чёткий ритм, возможность кричать раздельные слова.
Использую потешки при расчёсывании
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету
Я плету, плету, плету,
Приговариваю :
- -Ты расти, расти, коса,
- Всему городу краса!
При умывании:
Водичка, водичка
Умой моё личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
***
Ой, лады -лады -лады,
Не боимся мы воды,
Чище умываемся,
Лучше улыбаемся.
Во время пальчиковых игр:
-Мальчик-пальчик
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил,
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел,
С этим братцем
Песни пел,
Песни пел да плясал,
Родных братьев потешал.
И так, как же мы можем развивать детскую фантазию? Оказывается, очень просто. Надо только обратить внимание ребёнка на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму, тогда всё оживёт и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора - он всё превращает в волшебство.