Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование речевых распевок в младших группах ДОУ, профилактика речевых нарушений»

Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация для воспитателей «Использование речевых распевок в младших группах ДОУ, профилактика речевых нарушений»
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи.

Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушенного произношения : полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование речевых распевок в младших группах ДОУ, профилактика речевых нарушений“» размещена в разделах

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов. Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи могут оказать музыкальные занятия с использованием специально подобранных упражнений, распевок, которые позволяют эффективно добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы речеобразования, а также развития речи в целом.

Одним из приемов профилактической работы над развитием речи детей младшего дошкольного возраста является пальчиковая гимнастика. Развитие чувства ритма и координации речи с движением обычно бывает наиболее сложной задачей. Необходимо помнить, что залогом четкой артикуляции является активное, а не пассивное выполнение движений. Нельзя также забывать о том, что самое главное при выполнении пальчиковой гимнастики — это согласование ритма движений со стихотворным ритмом. Чем младше ребенок, тем темп движений должен быть более медленным (примерно соответствовать логическим ударениям во фразе, чем старше ребенок, тем более быстрым (ориентировочно соответствовать слогу).

Развитию музыкального слуха способствуют дидактические игры типа: «Угадай, кто поет и назови песню», «На чем играют?» и т. д. Уже в младшей группе педагог привлекает внимание ребенка к точному воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие песни и при этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом, что является важным для речевого развития младших дошкольников.

Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки. Например, мама-птица поет низко (чик-чирик — звук до 1-й октавы, а птенчики — высоко (чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительности звуков дается в самой простой форме — одни звуки бывают короткие, другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с различными явлениями, взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает:

«В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поет на ноте до2, дети повторяют. Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей. Аналогично можно провести игры с использованием фигурок кошки, козы, коровы…

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка педагога, которые при пении максимально активны.

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата, совершенствуется речевое дыхание, музыкально-слуховое восприятие, пальчиковую моторику.

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Перспективное планирование игр и упражнений по развитию артикуляционного аппарата и речевых навыков в старшей группе Для детей с ОВЗ Лексические темы,игры и упражнения СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Артикуляционная.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование речевых распевок в младших группах ДОУ, профилактика речевых нарушений»
Опубликовано: 21 января 2020 в 12:38
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование речевых распевок в младших группах ДОУ, профилактика речевых нарушений»» (включая файлы) размещена пользователем Мелихова Ирина Валерьевна (УИ 2122469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД