Маргарита Николаева
Консультация для воспитателей «Использование карточек-схем в опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
«Дошкольники представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждением этому служит — их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам, желание все время находить решение при наличии проблемной ситуации. Сведения об окружающем мире усваиваются более прочно и надолго тогда, когда ребенок видит, слышит и делает все самостоятельно». Экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников необходимо :
• ознакомить ребёнка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности;
• продемонстрировать проведения опыта педагогом или провести опыт вместе с ребёнком;
• дать возможность ребёнку провести опыт самостоятельно (если это безопасно для его здоровья).
Ознакомление ребёнка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, необходимо использовать определённые схемы, модели, обеспечивающие зрительное восприятие этапов его проведения.
Применение карточек-схем способствуют развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, самостоятельности, гибкости детского мышления. Их использование предполагает :
• расширение знаний об окружающем мире;
• развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение, взаимодействие различных веществ, при соединении, фильтрация);
• развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, испарение, замерзание воды, звук, плавучесть;
• развитие элементарных представлений из области естествознания: о разнообразии видов и составе почвы, песка;
• развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение;
• умение читать схематично изображенные действия, планировать свою работу;
• умение отбирать средства и материал для самостоятельной деятельности, давать определения тем или иным понятиям, развивать находчивость и сообразительность.
Работа с картами – схемами должна строиться, исходя из следующей логики процесса.
1. Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов (при необходимости).
2. Формирование понятия «карта – схема» начинается в момент проведения первого опыта, в ходе которого дети:
• осознают, что порядок проведения опыта отражён на карте схематично;
• начинают понимать смысл схематичных изображений;
• сознают, что действуя в обозначенном на карте – схеме порядке, можно провести опыт самостоятельно
3. Формирование понятия «алгоритм действий».
4. Проведение первых опытов педагогом в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте.
5. Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в присутствии педагога) при обязательном предварительном объяснении ребёнком своих действий по карте – схеме и выяснение всех схематических изображений на карте.
6. Самостоятельное проведение знакомых опытов ребёнком по карте – схеме без предварительного объяснения ребёнком своих действий (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).
7. Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребёнком по карте – схеме (в присутствии педагога или без педагога в зависимости от опыта).
Организация работы по картам – схемам может быть осуществлена в следующих формах:
• коллективная работа;
• подгрупповая работа;
• индивидуальная работа.
При организации образовательного процесса необходимо создавать такие дидактические условия, которые способствовали бы осмыслению материала, стремлению ребёнка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способами проведения опыта по образцу и в изменённых условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов рекомендуется активно использовать проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа
Таким образом, использование карт – схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно – образного мышления дошкольников (наличие зрительно – смысловых образов по схеме, способствовать формированию логического мышления). При этом самостоятельная экспериментальная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определенной эмоциональной атмосферы.