светлана гостяева
Консультация для воспитателей «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей
Консультация для воспитателей.
Тема: «Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей».
В настоящее время в работе с родителями используются всевозможные методы и формы просвещения, как и уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интерактивные формы взаимодействия ДОУ с семьей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Традиционные:
1. Посещение семьи ребенка
2. Наглядная пропаганда.
3. День открытых дверей.
4. Беседы.
5. Консультации.
6. Родительские собрания.
7. Родительские конференции.
С перестройкой дошкольного воспитания работники ДОУ ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями.
1. Семейные клубы. В работе клубов является библиотека специальной литературы по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
2. Родительская почта
3. Телефон доверия.
4. Библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
5. Вечера вопросов и ответов.
6. Встречи за круглым столом
Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями
Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно – следственные взаимосвязи происходящего.
Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака:
1. Игровой характер.
2. Возможность взаимодействия.
Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:
1. Цели (задать себе вопрос)
2. Количество участников.
3. Время, для проведения.
4. Средства общения.
Четыре шага в работе с интерактивными играми:
1. Анализ групповой ситуации. Педагог оценивает ситуацию в группе, потребности каждого участника, чтобы понять активность родителей.
2. Инструктирование участников. Этап инструктирования содержит: информацию о целях проведения игры; четкие инструкции о процессе; уверенное поведение педагога; акцент на добровольности (у родителей не должно возникнуть впечатлений, что он обязан принимать участие в игре).
3. Проведение игры.
4. Подведение итогов.
Мотивирующая сила интерактивных игр. Игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию.
Аспекты интерактивных игр:
•активное участие – участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться вербально и невербально с другими, спорить друг с другом, принимать решение.
•обратная связь – участники экспериментируют с собственным и чужим поведением, проясняют для себя, что и как они сделали.
•открытые результаты – никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. Игре не существует правильных и неправильных решений.
•учет естественных потребностей – родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом.
•соревнование и сотрудничество.
Преимущества интерактивных игр:
•могут создать мотивацию.
•облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
• помогают увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
•могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте.
•игры могут сбалансировать активность участников.
•создать позитивную обстановку у родителей по отношению к педагогу.
•игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Тематические акции
Тематические акции – это еще одна из интерактивных форм работы с родителями. Они направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребенка.
В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания:
Физическое развитие ребенка;
Трудовое и патриотическое воспитание;
Формирование экологической культуры;
Подготовка к семейной жизни и другие.
Тематические акции как интерактивная форма взаимодействия с родителями способствует расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы.
Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями.
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
•определение целей и задач;
•составление плана акции;
•интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы);
•различные формы работы с детьми;
• совместные мероприятия с родителями и детьми;
• подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведенных акций.
Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
Разнообразие интерактивных форм с родителями позволяет педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.
Цель интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условий для диалога.
Литература:
1. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. Издательство «Учитель» 2014г.
2. Н. М. Сертакова. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. С – Пб. Детство – пресс 2013г.
3. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А, .Тверенина. Взаимодействие семьи и ДОУ. Волгоград. Издательство «Учитель» 2014г.