Светлана Твердохлебова
Консультация для воспитателей «Интеграция — Игра — Импровизация»
▼ Скачать
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Сегодня мы рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейшего раздела работы детского сада, - которая обеспечивает:
культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.
Публикация «Консультация для воспитателей „Интеграция — Игра — Импровизация“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная,насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны:
•отдых,
• развлечения,
•праздники,
•самообразование,
•творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать.
Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т. д.
Виды отдыха:
• самостоятельные занятия физическими упражнениями;
• работа на территории детского сада;
• спортивный отдых;
• игры со снегом, песком и водой;
• прогулки;
• беседа со взрослым;
• игровая деятельность;
• чтение книг;
• просмотр диафильмов, мультфильмов и др. ;
• рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
• Прослушивание сказок, песен, мелодий.
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений:
•дети являются только слушателями или зрителями,
•дети – непосредственные участники;
• участниками являются и взрослые, и дети.
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
• театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
• познавательные: викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
• спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
• музыкально – литературные концерты.
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так!
Поэтому на развлечениях должны быть не только подготовленные заранее детские выступления, а и спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов - это три «И» : «Интеграция» - «Игра» - «Импровизация». Если педагоги владеют этими тремя «ключами», - значит они готовы к организации и проведению лёгких и весёлых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к переутомлению)
Содержание культурно-досуговой деятельности с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, и являются их кульминацией. в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и игровым репертуаром. Например, если у вас была тема недели «Зима» это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики, «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями, «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов).
Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера; инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице; музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля. Выпускные)
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
Виды праздников:
• Народные и фольклорные: Масленица, Осенние праздники;
• Государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы;
• международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
• бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, традиционные праздники в детском саду или группе;
• праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Солнечные лучики», «Экологические развлечения», «День открытых дверей», «День здоровья» и др.
Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было внести изменения.
Структура праздника:
танцы (парные, сольные);
пение (хоровое, сольное, дуэт);
художественное слово;
инсценирование сказок;
игры;
игра на детских музыкальных инструментах;
оформление зала;
привлечение родителей.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.
При организации самообразования как вида культурно-досуговой деятельности мы исходим из следующих положений.
Виды самообразования.
• Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные.
• Коллекционирование различных предметов, хобби.
• Экспериментирование.
• Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
• Познавательные беседы.
• Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
• Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.
Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в детском саду: художественной, театральной, музыкальной студиях и др.
Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также индивидуальный подход.
Вывод.
Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.