Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для воспитателей «Игры для развития звукового анализа у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша беседа будет посвящена дидактическим играм, которые помогают развить звуковой анализ и синтез у дошкольников с ОНР, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Эта тема будет актуальна для воспитателей групп компенсирующей направленности и общеразвивающих.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умение производить звуковой анализ слова – один из важных аспектов развития звукового строя речи. Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин. Л. Е. Журова адаптировала ее применительно к дошкольному возрасту. Звуковой анализ помогает ребенку понять принцип звуковой формы слова. Ребенок учится устанавливать последовательность звуков в слове, давать им качественную характеристику (гласный, согласный; твердый, мягкий; звонкий, глухой).
Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложная работа для детей с ОНР. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушение чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.
Звуковой анализ может быть простым (элементарным, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец, последовательности звуков в слове, их количестве, место каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у дошкольников.
Цель: познакомить воспитателей с играми по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- развивают слуховое внимание и память;
- развивают умение различать на слух все пройденные звуки;
- закрепляют начальный уровень звукового анализа, а затем постепенно подводят к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза;
- развивают артикуляцию звуков;
- развивают сложные формы фонематического анализа : определение последовательности звуков в слове, их количестве, места звука в слове по отношению к другим звукам.
Игры предлагаются детям по мере усложнения форм звукового анализа.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: картонный домик с тремя окнами – карманами.
Ход игры : домик и предметные картинки стоят у педагога на столе. Дети подходят к столу, берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно – карман, в середине – во второе, в конце – в третье.
Игра «Раскрась картинки»
Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: несколько нераскрашенных картинок, изображенных на альбомном листе.
Ход игры : играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько не раскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Игра «Лото»
Цель: учить выделять гласные и согласные звуки в начале или в конце слова.
Оборудование: карточки, разделенные на четыре квадрата, в каждом квадрате наклеена предметная картинка; цветные кружочки – фишки (красные или синие – в зависимости от задания).
Ход игры : педагог объясняет задание. Например, нужно определить первый звук в слове – гласный или согласный. Если первый звук гласный, дети кладут на изображение красную фишку, если согласный – синюю. Выиграет тот, кто первым справится с заданием.
Игра «Радио»
Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв, в слове, упражнять в звуковом анализе слова, развивать мыслительные операции.
Оборудование: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.
Ход игры : одной группе детей предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и другие, в каждой из которых пропущена одна буква. А другой группе детей – эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Педагог показывает пример, берет микрофон и говорит: «В слове ЖУК, потерялась вторая буква У. Она, обозначает гласный звук [У]».
Игра «Зажги фонарик»
Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв, в слове, упражнять в звуковом анализе слова, развивать речь.
Оборудование: карточки с картинками, где пропущена одна буква, фонарик.
Ход игры : детям предлагаются карточки со словами МАК, ДОМ, ЖУК. Если в слове встречается звук, зажечь фонарик. Педагог произносит звук [А]. Дети, увидев данный звук, зажигают фонарик.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов – вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с ОНР. Но именно он создает благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука.
Актуальность проблемы формирования навыка анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе. В дальнейшем этот навык служит залогом успешного становления учебной деятельности.
Успехов Вам в работе!