МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Игры для развития звукового анализа у детей с ОНР»

Ирина Васильевна Кононученко
Консультация для воспитателей «Игры для развития звукового анализа у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

Уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша беседа будет посвящена дидактическим играм, которые помогают развить звуковой анализ и синтез у дошкольников с ОНР, так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Эта тема будет актуальна для воспитателей групп компенсирующей направленности и общеразвивающих.

Темочки:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умение производить звуковой анализ слова – один из важных аспектов развития звукового строя речи. Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин. Л. Е. Журова адаптировала ее применительно к дошкольному возрасту. Звуковой анализ помогает ребенку понять принцип звуковой формы слова. Ребенок учится устанавливать последовательность звуков в слове, давать им качественную характеристику (гласный, согласный; твердый, мягкий; звонкий, глухой).

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложная работа для детей с ОНР. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушение чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым (элементарным, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец, последовательности звуков в слове, их количестве, место каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у дошкольников.

Цель: познакомить воспитателей с играми по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

- развивают слуховое внимание и память;

- развивают умение различать на слух все пройденные звуки;

- закрепляют начальный уровень звукового анализа, а затем постепенно подводят к усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза;

- развивают артикуляцию звуков;

- развивают сложные формы фонематического анализа : определение последовательности звуков в слове, их количестве, места звука в слове по отношению к другим звукам.

Игры предлагаются детям по мере усложнения форм звукового анализа.

Игра «Где спрятался звук

Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: картонный домик с тремя окнами – карманами.

Ход игры : домик и предметные картинки стоят у педагога на столе. Дети подходят к столу, берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно – карман, в середине – во второе, в конце – в третье.

Игра «Раскрась картинки»

Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: несколько нераскрашенных картинок, изображенных на альбомном листе.

Ход игры : играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько не раскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Игра «Лото»

Цель: учить выделять гласные и согласные звуки в начале или в конце слова.

Оборудование: карточки, разделенные на четыре квадрата, в каждом квадрате наклеена предметная картинка; цветные кружочки – фишки (красные или синие – в зависимости от задания).

Ход игры : педагог объясняет задание. Например, нужно определить первый звук в слове – гласный или согласный. Если первый звук гласный, дети кладут на изображение красную фишку, если согласный – синюю. Выиграет тот, кто первым справится с заданием.

Игра «Радио»

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв, в слове, упражнять в звуковом анализе слова, развивать мыслительные операции.

Оборудование: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон.

Ход игры : одной группе детей предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и другие, в каждой из которых пропущена одна буква. А другой группе детей – эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Педагог показывает пример, берет микрофон и говорит: «В слове ЖУК, потерялась вторая буква У. Она, обозначает гласный звук [У]».

Игра «Зажги фонарик»

Цель: упражнять детей в нахождении недостающих букв, в слове, упражнять в звуковом анализе слова, развивать речь.

Оборудование: карточки с картинками, где пропущена одна буква, фонарик.

Ход игры : детям предлагаются карточки со словами МАК, ДОМ, ЖУК. Если в слове встречается звук, зажечь фонарик. Педагог произносит звук [А]. Дети, увидев данный звук, зажигают фонарик.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – вызывает наибольшие трудности в процессе обучения детей, а особенно детей с ОНР. Но именно он создает благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места каждого звука.

Актуальность проблемы формирования навыка анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР обусловлено тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе. В дальнейшем этот навык служит залогом успешного становления учебной деятельности.

Успехов Вам в работе!

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик»Дидактическая игра по развитию навыков звукового анализа «Буквенный домик» Цель: развитие навыков звукового анализа. Задачи: - учить определять первый звук в слове; - развивать буквенный гнозис - упражнять в узнавании.

Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?»Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Игра для развития навыка звукового анализа слов «Какой это звук?» Цель: развивать фонематический слух детей; развивать навыки детей различать.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры для развития звукового анализа у детей с ОНР»
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 08:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игры для развития звукового анализа у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильевна Кононученко (УИ 3043374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД