Илона Откидач
Консультация для воспитателей «Игры детей с нарушением зрения»
▼ Скачать
. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более полному усвоению знаний. Игра – не только удовольствие и радость для ребёнка. Именно в игре у детей развиваются самые разные качества от силы и ловкости до креативности и коммуникабельности. В игре усваиваются новые социальные роли, формируются морально-нравственные ценности, осознаётся смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В плане развития навыков общения сюжетно-ролевые игры имеют богатые возможности. В игровой деятельности находит отражение социальный опыт, накопленный в первую очередь в семье. Ребёнок проецирует на роль свои знания, эмоции, чувства, переживаемые им в реальной жизни. Игровая деятельность создаёт условия для приобретения, апробации социального опыта. Однако, слабое знание детей с нарушением зрения своих выразительных возможностей, ограниченный опыт эмоционального общения осложняет процесс адекватного реагирования на партнёра. В большинстве случаев содержание игры носит социальный характер и требует ориентации в реальных социальных отношениях. В них присутствуют: чувства симпатии и антипатии, отношения доминирования и подчинения, эмпатия и рефлексия. В плане развития навыков общения сюжетно-ролевые игры имеют богатые возможности. В игровой деятельности находит отражение социальный опыт, накопленный в первую очередь в семье. Дети с нарушением зрения используют различные способы привлечения к себе внимания: повышение голоса, хаотичные резкие движения, непосредственный контакт (взять за руку, потянуть за одежду). Недостаток коммуникативного опыта, нарушение внимания и сложности эмоциональных проявлений партнёра зачастую создают конфликтную ситуацию, вызывают у ребёнка недопонимание и обиду. Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной ориентации считается дидактическая игра, т. к. её основным элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и т. д.). Благодаря занимательности игровых действий, дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, т. к. в увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности. В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более полному усвоению знаний. Задачи: Учитывать медицинские и гигиенические условия с учетом зрительного дефекта. Способствовать восприятию реальных предметов, используя сохранные анализаторы, соотносить их с плоскостным изображением, воссоздавать зрительный образ в целом. Формировать целостное восприятие предметов. Способствовать развитию умений соотносить предмет и его части. Развивать глазодвигательные навыки ( способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях: слева - направо, сверху - вниз). Развивать периферическое зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что окружает. Формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением. Развивать навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете предметов. Совершенствовать зрительные функции, повышать остроту зрения, развивать глазодвигательную функцию, цвето- и формовосприятие, бинокулярное зрение. 3 Содействовать развитию умения детей выполнять соотносимые действия с предметами разной формы, качества, назначения, закрепляя чувственный опыт и практические знания. Развивать поисковые действия ориентировочного характера, с помощью которых устанавливаются невидимые свойства предметов. Развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, обобщение, речь. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувство понимания и сопереживания. Формировать у детей умения и навыки практического овладения выразительными движениями (мимикой, жестами) – средствами человеческого общения. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях (со здоровыми сверстниками, родителями и окружающими людьми). Корректировать отрицательные черты характера и поведения. Развивать творческие способности, способы их выражения в процессе коммуникативной деятельности. Совершенствовать умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в предметно – практической, познавательной, коммуникативной деятельности. II. Система коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения 2.1. Дидактические игры, направленные на развитие сохранных анализаторов (слухового, осязательного, двигательного) Дидактические игры на развитие слухового восприятия Важную роль в учебной, игровой и трудовой деятельности играет слуховое восприятие. Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе. Даже при наличии острого природного слуха, его нужно целенаправленно развивать. Нельзя забывать, что слух после зрения является наиболее важным средством получения информации.