Татьяна Малькова
Консультация для воспитателей «Игровые технологии речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые технологии речевого развития детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Речь, это, прежде всего, социальное явление, средство общения. Затем речь становится средством познавательного развития, планирования действий. Речь, развиваясь, становится разнообразной, образной, обогащённой всё новыми словами и оборотами.
Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.
Какие же задачи можно решить в игре?
Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение словаря;
Развитие связной речи;
Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий в развитии связной речи «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, это получение удовольствия и максимальной пользы.
В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определё нные знания и умения: дидактические, подвижные, игры драматизации, музыкальные игры- забавы, где игровые действия заранее предусмотрены правилами игры.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста.
Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
Поэтому я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народному фольклору, одному из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость и представляет собой словесное, устное художественное творчество.
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи.
Например, потешки отлично развивают речевой слух ребенка : умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
- обогащение словаря.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
- формирование грамматического строя речи.
- развитие монологической и диалогической речи.
- развитие мелкой моторики.
Использование народных игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
Немаловажное значение народных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребё нка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.
Это игры - хороводные игры, игры - заводилки, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры с предметными и сюжетными картинками, игры с движениями кистей и пальцев рук, игры-потешки. Многие из них сопровождаются стихами, песенками, поговорками, пестушками которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи. Остановимся коротко на некоторых из игр.
Хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В коллективе малыши учились двигаться в кругу, выполнять элементарные движения по роли.
Подвижные игры. Подвижные народные игры сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, они не только развивают физические качества детей, учат выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.
Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок…», «Наши уточки с утра – кря–кря–кря!», «Пошел котик на торжок».
Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать.
Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её наизусть.
Чистая водичка умоет
Саше личико
Анечке — ладошки,
Пальчики — Антошке.
Через игры - потешки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
- Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.
Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать их в воспитании детей. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас.
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д.
Дидактической игре всегда уделяют особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр, процесс развития проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме : «Чудесный мешочек», «Скажи как я», «Кто как кричит?», "Угадай, кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Эхо" и т. д.
Например, дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков.
Ход: воспитатель показывает картинку с изображением собаки. Кто это? Собака лает громко: «Ав-ав». А это кто? (ответы детей). Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу- мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Организуя с детьми сюжетные, сюжетно-ролевые игры педагог решает важную задачу совершенствования всех компонентов устной речи ребенка.
Например, традиционная игра «Дочки-матери» : кукла Катя проснулась, плачет. Надо ее убаюкать. Предлагаю ребенку покачать ее, приговаривая «а-а-а». Укачивая куклу, малыш неосознанно закрепляет в речи звук [а].
Игра у наших детей еще не сюжетно-ролевая, она будет гораздо позже, игра больше отобразительная (дети отображают в игре то, что знают, что видят, самостоятельно не развивая сюжет). В нашем возрасте это нормально, этот этап не перескочить, он является фундаментом для сюжетно-ролевой игры в дальнейшем.
Подвижные игры хороши тем, что позволяют удовлетворить потребность ребенка в движении. Подвижные игры способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, способствуют ускорению развития речи.
Например, игра «Сова».
Цель: автоматизация звуков с, сь в тексте.
Сова, сова, сова, совиные глаза,
На суку сидит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как слетит…
Хорошие результаты дает методика Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.
Виды игр по Монтессори: шнуровки, игры с водой, игры с пересыпанием (крупа, песок, игры с прищепками, бусами, мозаика, вкладыши, пазлы, пальчиковые игры, лабиринты и мн. др.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. В работе по развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.
Дидактические игры: «Скажи ласково»; «Поваренок», «Что в корзине» (при знакомстве с фруктами) и т. д.
Что в корзинке?
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
Подвижные игры: «Прятки».
Цель: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать пространственные представления.
Оборудование: игрушки.
Воспитатель закрывает глаза и произносит следующие слова: «Разбегайтесь-ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Спрячь игрушку далеко, Не найдет ее никто!» Дети берут игрушки со стола, разбегаются по группе и прячут их в разных местах. Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может найти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске : «Таня, куда ты спрятала свою игрушку?» Таня отвечает: «Я спрятала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т. д.
Дети очень подвижные, любят активные игры, поэтому и в свободной деятельности и во время НОД мы много играем в подвижные и хороводные игры. Среди таких игр, много игр с речевым сопровождением. Дети быстро запоминают потешки, стихи, учатся координировать движения со словами.
Игры-драматизации, сюжетные, театрализованные игры также в полной мере помогают обогатить словарь детей. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
-различные виды театров;
-инсценирование сказок.
Интересной развивающей игрой для детей является театрализованная игра. Самые простые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» они обыгрывают сами или принимают участие (помогают колобку спеть песенку, проговаривают последовательность кто за кем пришел к теремку или помогать деду вытаскивать репку).
Считаю, что использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – это воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.