Татьяна Еделева
Консультация для воспитателей «Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Таким образом, именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:
• обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
• привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т. д.);
• активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Для развития полноценного игрового общения мы такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Их 4:
• ситуации-иллюстрации,
• ситуации-упражнения,
• ситуации-проблемы,
• ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях мы разыгрываем простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации нами используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения, обогащаем словарь детей.
В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся взаимодействовать со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС можно использовать со средней группы.
Многие игра математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание, а главное умение учиться. Создавая игровую ситуацию, с просто решаемой задачей, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата.
Есть несколько правил для созданияобучающей игры :
1. Любая игра начинается с сюжета. Представьте, какой будет ваша игра, дайте волю вашему воображению (например, машина едет к Незнайке)
2. Продумайте обучающие задачи вашей игры, отразите пути ее решения в описании (например, закрепить основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый; закрепить понятия – вверху, внизу, слева, справа и т. д.).
3. Перед началом создания игры подберите в достаточном количестве необходимый материал (клей, картон, и т. п.)
4. Все компоненты игры должны быть безопасными.
5. Если игра настольная, ее размер не должен превышать 40*40 см. если игра напольная, ее основание должно быть прочным (клеенка, пластик).
6. Игровых фишек, карточек, других составляющих должно быть в достаточном количестве.
7. Помните игра может заинтерисовать только эстетично оформленая, яркая, имеющая завершение!
Например, игра «Как найти дорожку?»
Задачи игры: познакомить ребенка с такими качествами величины, как длинный, короткий; развивать глазомер.
Необходимое оборудование: игрушечный домик (коробка, любая игрушка животного или человечка, 3-5 лент или полосок разной длины.
Ход игры: перед тем как начать игру, взрослый ставит игрушку и ее домик на расстоянии друг от друга, равном длине одной из полос. Затем игра начинается. Взрослый рассказывает историю, связанную с игрушкой. Например, говорит о том, что игрушечная мышка пошла гулять, а когда пришло время возвращаться домой, она заблудилась. Задача игрока – помочь мышке добраться до дома. Сделать это можно только одним способом: найдя дорожку (полоску, которая приведет мышку прямо домой. Длина ее должна соответствовать расстоянию от игрушки до домика. После того как нужная дорожка будет найдена, ведущий может создать новые условия для игры, изменив расстояние между домиком и игрушкой.
Игра «Волшебные коробочки»
Задачи игры: научить детей различать геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.
Необходимое оборудование: вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадраты, круги, прямоугольники, треугольники) и 4 коробочки.
Ход игры: ведущий – взрослый – раздает ребенку коробочки, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий рассказывает, что кукла Маша несла друзьям коробочки с геометрическими фигурами и рассыпала их, а как собрать не знает как. Задача игрока – собрать фигуры по коробочкам. После этого игра начинается.
«Не позволяйте душе лениться», - так говориться в известных строках Николая Заболоцкого. Но ведь и уму нельзя позволить лениться, тем более детскому, - пытливому формирующемуся разуму. Подбрасывайте ему все новые и новые задачи, усложняйте их, моделируйте на их базе что-то новое, дарите новые впечатления, и занятия с ребенком станут в радость вам обоим.
Рекомендации для родителей по проведению совместной с ребенком обучающей игры.
1. Не отказывайте ребенку, если у него возникло желание поиграть вместе с вами.
2. Игровые правила обговариваются до начала игры, а не в процессе.
3. Во время игры выбирайте доброжелательный тон, не демонстрируйте ограниченность во времени
4. В ходе игры давайте время ребенку продумать свои действия, не торопите его.
5. Недопустимо сообщение готового ответа, порицание, выражение недовольства.
6. В случае затруднения возможны такие приемы: частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска.
7. Побуждайте ребенка к самоконтролю и самооценке.
Вывод: Игровые обучающие ситуации позволяют успешно и не навязчиво решать задачи, развития речи: обогащение и активизация словаря, приобщать ребенка к общению, вызывать желание самостоятельно обучаться.