Людмила Рузанова
Консультация для воспитателей и родителей «Видеть, чувствовать, познать, чтоб любить и охранять»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей и родителей
«Видеть, чувствовать, познать, чтоб любить и охранять».
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Очень важно, чтобы у детей возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развивается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда, обижать животных. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Красота окружающего нас мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Родине. Раскрыть перед детьми красоту родной природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы сами должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать нам. Они очень наблюдательны и внимательны к словам и поступкам воспитателя, родителей, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Хочется отметить, что общение с природой педагоги стараются начинать не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас. А яркость впечатлений, эмоциональная окраска встреч с природой развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. А поэтому объекты природы должны быть вблизи детей: в группе необходимо создать уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе, на территории детского сада создать экологическую тропинку с описанием природных объектов и познавательным материалом к ним. Создавая тропинку, необходимо использовать как можно больше и интересных объектов, где дети имеют возможность наблюдать за жизнью растений, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки. Трудовая деятельность детей в природе не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Видеть, чувствовать, познать, чтоб любить и охранять“» размещена в разделах
"Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина",- писал В. А. Сухомлинский. Педагоги стремятся достичь этого. Ведь впереди у нас новые поиски, новые открытия, новые ребята-дошколята, которые навсегда запомнят нехитрый закон доброты:
Давайте любить все живое,
Ведь это чудесно, ребята!
Чтоб птицы дружили с тобой и со мною,
Чтоб ежик свой нос любопытный не прятал,
Бежал по тропинке жучок без помех,
И белки доверчивы были,
Нам "нужно всегда быть в ответе за тех,
Кого мы к себе приручили".
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.
Библиографический список:
1. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
2. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
3. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н. // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.