Елена Четверткова
Консультация для воспитателей «Хозяйственно-бытовой труд детей на участке летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание должно развить в человеке привычку и
любовь к труду; оно должно дать ему возможность
отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
И в летних условиях в детском саду имеются все предпосылки для организации трудовой деятельности детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Хозяйственно-бытовой труд детей на участке летом“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Прогулка. Хозяйственно-бытовой труд
- Трудовая деятельность в летний период
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Виды труда дошкольников :
1. Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.)
2. Хозяйственно – бытовой труд дошкольников- направленность труда на других, ответственность перед группой за качество работы, необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны.
3. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
4. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности.
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Задачи хозяйственно-бытового труда :
-продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления
неполадок совместно с воспитателем устранять их;
-приучать детей к уличному труду : убирать
мусор, очищать дорожки от грязи, песка;
- учить самостоятельно готовить рабочее
место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий, настольных игр.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки : приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, сложить книги в теневике, собирать мусор на участке. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей : "Наташа и Сережа хорошо помогли мне на участке (собрать мусор, какие молодцы!", "Ирочка и Настенька- заботливые девочки, аккуратные, как старательно они убирали игрушки!" Обязательное условие – поощрять любые успехи, хвалить. Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети готовят все необходимое для занятий и настольных игр, изодеятельности, стирают кукольное белье, моют песочные наборы, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в теневике и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Следовательно, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Таким образом, хозяйственно-бытовой труд на разных возрастных этапах не одинаков. И хочется отметить значение труда на развитие ребенка :
-оказывает существенное влияние на эмоциональное развитие детей;
-укрепляет интерес к собственной трудовой деятельности;
-обеспечивает рост детской самостоятельности;
-формирует отношения взаимопомощи и сотрудничества между взрослыми и детьми.
И каждый из видов детского труда обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач, что позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.