Евгения Соловьева
Консультация для воспитателей «Гармоничное развитие ребенка через сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Этапы ознакомления дошкольников со сказкой.
Что ребенок любит больше всего? Сказку! Из чего извлекает свои знания? Из сказки! Кому подражает? Героям сказок! Сказка является средством формирования в сознании ребенка положительного образа-представления, определенного идеала-носителя желаемых поведенческих качеств и реакций.
Публикация «Консультация для воспитателей „Гармоничное развитие ребенка через сказку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Через сказку ребенок учится замечать прекрасное, понимать добро и зло, учится быть общительным, доброжелательным, учится быть Человеком. Где бы ребенок ни был, а сказка всегда рядом. Почему живут и не умирают народные сказки? Бессмертие их-в бессмертии самого народа, его преемственности поколений, мудрости, потребности в остроумном слове, шутках, юморе и сатире. Сказки были и остаются волшебными проводниками доброты и милосердия, без которых нация перестает быть нацией. А еще сказки несут важные для людей.
Обычно, работа над сказкой начинается с ознакомления детей с содержанием сказки, беседы о том, что находится на поверхности. Это первый аналитический этап в работе со сказкой. Технология очень проста: нужно предложить малышу ответить на вопрос: кто? что? где? как? Сказка-это «многослойный пирог». Каждый слой имеет свой смысл, свое время, поэтому не все сказочные уроки понятны детям, возникает потребность во втором этапе работы со сказкой.
Второй этап-оперативный. Именно на этом этапе целесообразно использовать современную образовательную воспитательную технологию ТРИЗ-теория решения изобретательских задач. Авторы этой теории Г. Альтшуллер и его коллеги взяли за основу наследие удивительного сказочника Д. Родари. Согласно этой теории дети должны научиться по — своему не только воспринимать содержание сказок, но и творчески изменять ход событий. На этом этапе даются ответы на вопросы «хорошо — плохо», то есть раскрывается «тайна двойного». «Тайна двойного» — это наличие противоречий в объекте, когда в нем есть что — то хорошее, что — то-плохое, что-то-полезное, а что-то-вредное, что-то мешающее, а что-то нужное. Например: Баба — Яга — злая, недобрая, обманывает сказочных героев, не умеет себя вести-это плохо. Но Баба — Яга-храбрая, сама множество лет живет в лесу и никого не боится; ловкая — имеет костяную ногу, а так ловко летает на своей метле; находчивая — всегда придумывает способ, как достичь своей цели.
2. Нестандартные технологии в работе со сказкой.
Любое проблемное задание, предполагающее, что нет одного правильного решения, активизирует детское творчество, лишает ребенка психологической инерции.
Для этого была разработана серия занятий, где применяются нестандартные технологии в работе со сказкой :
— перепутывание сказочных сюжетов и героев («Сказочный калейдоскоп»;
— изменение характера героя («Три поросенка, или Сказка о том, как волк стал добрым»);
— изменение места, времени события («Колобок, или Старая сказка по — новому»);
— изменение конца сказки («Новый конец старой сказки»);
— составление сказки по схеме («Сочиняем сказку по схеме).
Такая работа позволяет избежать стереотипов, пойти известным ранее путем. Дети учатся решать любую ситуацию, использовать «волшебство» фантастических и сказочных существ, решать определенные задачи, выходить из сложной ситуации. Незаметно для себя ребенок раскрывает свои сокровенные желания, улучшает взаимоотношения с окружающими. Такая работа — одно из действенных средств сделать мышление детей продуктивнее, развить их творческое воображение, направить его на добро.
Построение цепочки последовательных событий помогает лучше понять и почувствовать сюжетную логику сказки, прожить вместе с героем сказки его жизнь. А еще можно предложить детям заглянуть в прошлое или будущее персонажей: представить, что происходило раньше с тем или иным героем и что могло бы случиться дальше. (Скажем, рассказать, как все сложится для Колобка, когда он вернется к бабушке и дедушке)
акая «прогулка» в прошлое или будущее сказочных героев имеет воспитательное направление. Фантазируя, ребенок учится не только осмысливать описаны события, но и анализировать определенные жизненные ситуации, предвидеть последствия конкретных действий и поступков и возможные реакции на них сверстников и взрослых.
Рассказывая детям сказку, можно предложить им самим помочь главному герою в его приключении, не привлекая к этому других персонажей. Подобный анализ сначала целесообразно проводить на материале уже знакомых дошкольникам сказок и лишь впоследствии «переходить» к решению проблемных ситуаций в новых приключениях. Например: «А как бы Колобок спрятался от голодных зверей?» (Он мог бы обмазаться медом, покачаться по сосновых иголках и стал бы похожим на ежика.)
Итак, сказка подает детям общечеловеческие ценности, высокую мораль не в виде сухих и скучных поучений и приказов. Сказка непринужденно подводит ребенка к самостоятельным выводам: почему только хорошие поступки дают ощущение гармонии. Так мы подошли к третьему этапу работы со сказкой-избиранию гуманного разрешения ситуации, выведению нравственного правила, которым дети должны пользоваться в дальнейшей жизни.
Предложите малышу представить себя кем-то из тех, кто действует в сказке, и рассказать, что он почувствовал бы, как воспринял бы конкретное событие, в зависимости от того, чьими глазами сейчас «смотрит» на нее. Как отнесся бы к подобной ситуации другой сказочный герой? Ведь восприятие добра и зла у разных персонажей неодинаковое и часто противоположное: Баба-Ягач, наверное, усматривает в добрых поступках зло в отношении себя. То есть сам характер восприятия поступков зависит от ценностных ориентаций и морально-этических представлений каждого персонажа сказки.
В этом случае для ребенка становится возможным не только понять состояние героев, их настроение и высказать свое мнение относительно происходящих событий и тех моральных ценностей, которые вытекают из них. Он словно проживет несколько жизней, благодаря чему обогатится новыми впечатлениями и чувствами, познает диалектику существования и ценностно самоопределится.
Можно условно написать письмо любимому сказочному герою и поделиться с ним своими впечатлениями, высказать свои пожелания или просьбы. Так у ребенка появляется возможность сформировать мысли, отшлифовать их в словесную форму, чтобы они стали понятны всем, а это особенно важно для его речевого развития. Это даст возможность ребенку лучше разобраться в своих чувствах и эмоциях.
Игры по содержанию сказки, игры с привлечением сказочных персонажей и игры-беседы будут особенно острыми и интересными, если речь идет о положительном герое, который не совсем красиво выглядит внешне или имеет физические недостатки (Хромая утка, Мальчик-с-Пальчик, а отрицательный, наоборот, имеет привлекательный вид. Таким образом, можно проверить детей, понимают ли они внешнюю и внутреннюю красоту человека.
Охотно дети приобщаются к перевоспитанию отрицательных героев, учат их самостоятельности, помогают освоить различные положительные навыки. А еще детям полезными будут проблемные вопросы.
После прослушивания сказки целесообразно провести с детьми игры морально-этического направления: «Кто в мире самый злой», «Хороший –плохой», «Чудодейственные слова». От таких игр дети получают настоящее удовольствие.
В народных сказках, часто с юмором и тонким психологическим подтекстом, высмеиваются отрицательные нравственные качества и черты: жадность, леность, хвастливость.
В нетрадиционной работе со сказкой лучшим методом является игра, тесно связанная с фантазией, творчеством. Для этого была разработана серия дидактических игр морально-этического направления: «Солнышко справедливости», «Благодарность», «Волшебные очки». В этих играх дети должны выявить положительные и отрицательные черты сказочных героев, оценить их поступки. Игры вроде «Когда бы я мог…», «Наши солнечные друзья», «Пирамида любви», «Дерево доброты» и другие помогут с помощью сказочного вызвать у детей желание совершать реальные добрые дела. Мудрые советы в игре «Мудрая сова» помогут детям справедливее решать неприятные ситуации из сказок.
3. Подвижные игры по мотивам сказок.
В системе воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить подвижные игры, то есть ту роль, которую они играют в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Поэтому во время работы с детьми следует широко использовать подвижные игры по мотивам сказок.
К нестандартным видам работы со сказкой относятся и проведение различных викторин, игр типа «Что? Где? Когда?», «Страна кроссвордов». Очень интересным видом работы является «Пересказывание сказок». Воспитатель, читая произведение, заменяет одни слова на другие, желательно подобными по-звучанию, дети должны все время внимательно слушать, чтобы заметить такие изменения. Такой прием оправдывает себя, если сказки уже несколько надоели. Нахождение ошибок в рассказе взрослого создает позитивный эмоциональный настрой.
Итак, сказка содержит значительный запас творческого потенциала для работы с дошкольниками, необходимо лишь хорошо продумать формы и методы работы с ней, изучить ее содержание, определить программные задачи, которые соответствуют определенной возрастной группе.
Из всего сказанного можно сделать вывод : сказка обучает детей общечеловеческим ценностям. Именно в сказке дети узнают основные категории морали: добро и зло, правда и ложь, счастье и беда, которые каждый человек должен понять с первых шагов жизни. В сказках всегда ценится человек не за социальное или материальное положение, а за нрав, красоту, характер, за то, что он приносит людям своим существованием.
Использование основных развивающих заданий сказки позволяет ребенку справиться с очень сложными проблемами; развивает умение ребенка видеть окружающий мир во взаимосвязи нравственных и этических норм общества; формирует умение найти в каждой отдельной ситуации резерв — то есть развиваться.