Ольга Николаевна Токарева
Консультация для воспитателей «Формы, средства и методы развития математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формы, средства и методы развития математических представлений у дошкольников»
Формы организации обучения детей элементам математики :
Публикация «Консультация для воспитателей „Формы, средства и методы развития математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания,
выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или
косвенной помощи со стороны взрослого.
Положительные моменты:
- обеспечивает накопление личного опыта;
- развивает самостоятельность и активность ребенка;
- переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом.
Отрицательный момент:
- недостаточно реализуются возможности сотрудничества и соперничества со сверстниками,
которые являются важным эмоциональным фоном учения.
Именно при индивидуальном обучении сотрудничество ребенка со взрослым позволяет
достигать цели. Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение.
- Коллективная форма обучения (занимает ведущее место в форме занятий) один педагог
работает одновременно с целой группой.
Положительные моменты:
- взаимная помощь;
- взаимное обучение.
Отрицательный момент:
- недостаточно учитываются так называемые индивидуальные различия. У разных детей -
разный темп работы, разный уровень способностей, разное отношение к деятельности и т. п.
Дети внутри одного возраста имеют значительные индивидуальные различия, поэтому
организация обучения должна строиться с учетом этих различий.
- Групповая (дифференцированная) форма обучения – это учебно-воспитательный процесс,
для которого характерен учет типичных и индивидуальных различий уровней развития детей
и осуществляется по критериям:
- по способностям или не способностям к обучению;
- по интересам;
- по объему материала и степени его сложности;
- по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.
Положительные моменты:
- деление на подгруппы позволяет регулировать объем и сложность изучаемого материала;
- корректировать количество занятий в неделю (месяц). Подгруппа детей с более низким
уровнем возможностей (низкий уровень развития внимания, мышления, памяти,
воображения) занимается 2-3 раза в неделю, но занятия несколько короче и количество
программных познавательных задач меньше.
Большая часть занятий организуется со всей группой детей, однако итоговые занятия
предполагают дифференцированную (с подгруппами) форму организации. На каждом
коллективном занятии имеет место работа с отдельными детьми.
Все вопросы развивающего обучения рассматриваются в тесной связи с интеграцией
программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей. Так, для детей младшего и
среднего дошкольного возраста более естественно приобретение знаний, умений в игровой,
конструктивной, двигательной, изобразительной деятельности. Поэтому рекомендуется один-два
раза в месяц проводить интегрированные занятия: математика и рисование; математика и
физкультура; конструирование и математика; аппликация и математика и т. д.
1
Методы обучения детей элементам математики :
Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные,
словесные, игровые и практические. Методы подбираются в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей. А также в соответствии с личным опытом
воспитателя, и от конкретных условий в детском саду.
При выборе методов учитываются :
- цели, задачи обучения;
- содержание формируемых знаний на данном этапе;
- возрастные и индивидуальные особенности детей;
- наличие необходимых дидактических средств;
- личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
- конкретные условия, в которых протекает процесс обучения и др.
К наглядным методам обучения относятся :
- демонстрация объектов и иллюстраций;
- наблюдение;
- показ;
- рассматривание таблиц, моделей.
К словесным методам относятся :
- рассказывание,
- беседа,
- объяснение,
- пояснения,
- словесные дидактические игры.
Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Одним из
существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция,
отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.
В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В
младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения
действий.
Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. При этом вопросы
должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая
последовательность и разнообразие формулировок.
Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы
воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за
грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря им уточняются
непосредственные восприятия детей.
Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными -
они сопутствуют практическим и игровым методам («обучающие» игры А. А. Столяр, Б. П.
Никитин). Эти игры ценны тем, что они актуализируют скрытые интеллектуальные возможности
детей, развивают их.
Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее
соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников.
Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда
операций.
Практические методы характеризуются :
- самостоятельным выполнением действий;
- применением дидактического материала.
На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых
знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко
использовать приобретенные умения в других видах деятельности.
2
Методические приёмы обучения детей элементам математики :
Обеспечить всестороннюю математическую подготовку детей удается при сочетании игровых
методов и методов прямого обучения. Составные части метода называются методическими
приемами. Основными из них, используемыми на занятиях по математике, являются:
- накладывание, прикладывание;
- дидактические игры;
- сравнение;
- указания, вопросы к детям;
- обследование.
Между методами и методическими приемами возможны взаимопереходы. Специальная работа
по формированию математических представлений ведется на протяжении дошкольного детства в
тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.
Средства обучения детей элементам математики :
Дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала.
Материальные средства обучения :
- учебники и учебные пособия (познавательные книги математического содержания, рабочие
тетради, компьютерные игры, учебно-методические пособия для педагогов и родителей);
- дидактический материал (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера);
- тестовый материал;
- средства наглядности (демонстрационный и наглядный материал, фланелиграф, пособия аппликации, плоскостные планшеты с разным количеством карманов, «Математические
планшеты»);
- ТСО (технические средства обучения);
- лабораторное оборудование.
Идеальные средства обучения :
- речь (стихи с математическим содержанием, считалки, пословицы, поговорки, математические
песни);
- письмо (письменная речь);
- системы условных обозначений различных наук;
- средства наглядности;
- учебные компьютерные программы;
- методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Поэтому
каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно.
Так, во 2 младшей группе детей обучают группировать предметы по цвету, размеру, форме,
составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов, выделять один предмет из
группы. Находить один и много одинаковых предметов. Понимать конкретный смысл слов:
больше - меньше, столько же. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и
круглую форму. Понимать смысл обозначений вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа,
на, над - под. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
В средней группе детям дается представление о том, что такое множество, что оно может
состоять из разных по качеству элементов. Начинается обучение счеты в пределах 5 (на основе
наглядности, обучение уравнивание неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей
группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Детей учат
сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
Определять части суток.
4
В старшей группе детей обучают создавать множества, разбивать их на части и воссоединять
их, устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать разные
части множества. Детей обучают счету в пределах 10 (на наглядной основе, сравнивать рядом
стоящие числа в пределах 10. А так же знакомят с количественным составом числа из единиц. В
старшей группе дети учатся сравнивать предметы, размещать предметы различной величины в
порядке возрастания и убывания. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к
себе, другим предметам.
В подготовительной группе детей обучают количественному, порядковому счету в пределах
20, называть числа в прямом и обратном порядке до 10. Составлять и решать задачи в одно
действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками.
Различать величины: длину (широту, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и
способы их измерения. Детей обучают измерять длину предметов, отрезки прямых линий,
объёмы с помощью условных мерок. Делить предметы на несколько частей. Ориентироваться в
окружающем пространстве и на плоскости. Определять временные отношения (день-неделя-месяц, определять время по часам с точностью до одного часа. мышление умственный
математика смекалка.
Источники:
1. otherreferats.allbes.ru
2. Браташ Э. А. Средства развития математических представлений у детей дошкольного
возраста // Международный студенческий вестник. -2016.- №5-2