Любовь Петренко
Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольника положительного образа родного дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Формирование у дошкольника положительного образа
родного дома».
Немало в жизни предстоит,
Пройти путей дорог,
Но в сердце бережно хранит
Заветный огонёк
Он согревает душу мне
И знаю верю я -
Не одинок я на земле,
Со мной моя СЕМЬЯ!
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование у дошкольника положительного образа родного дома“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Понятие "родной дом" включает в себя семью, где ребенок родился и растет, атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями, близких друзей и родственников и др. Постепенно это понятие расширяется: родными становятся улица, город, край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.
В семье происходит овладение духовной культурой, воспитание нравственности, прививается человечность, доброта, особое видение мира. Кроме того, семья - важнейший институт социализации, т. к. является средой существования, развития человека от самого рождения до смерти и тесно связан с национальной культурой, традициями, социальной принадлежностью.
К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями - дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Наш детский сад работает по программе «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.). Программа предполагает тесное сотрудничество ДОУ и семьи, но не предусматривает конкретных, четких задач по формированию у детей положительного образа родного дома. Анализ других программ и методик также показал, что данная задача рассматривается в контексте «Я – член семьи», «Мой дом – моя семья». При этом понятие «родной дом» рассматривается узко, в рамках взаимотношений между членами семьи.
Понятие «родной дом» для ребенка складывается из нескольких составляющих (из анализа методической литературы) :
само здание, стены и крыша над головой;
семья: родители, сестры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники;
определенное постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа);
неизменный распорядок дня, жизненный стиль, система ценностей;
семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);
свое личное пространство.
В своей группе я провела беседу с детьми, что для них означает понятие «Родной дом».
Анализ ответов показал, что:
- 47% детей считают, что дом – это семья (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра (брат);
- 35% детей - дом – это наша квартира (здание, где мы живем;
- 18% детей - дом – это то, где я живу.
Таким образом, возникает проблема сформированности у наших детей понятия «родной дом».
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.
Беседы о пользе домашнего труда на темы : «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Организация общественно полезного труда детей в группе (полить цветы, протереть пыль, накрыть столы к обеду и убрать посуду после еды, навести порядок в игровом уголке и т. д.)сделать подарки к праздникам, рисование портретов мамы и папы.
2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.
Оформить альбом на тему «профессии» (где работают их родители);
Оформление «Семейных газет» родителей вместе с детьми;
Оформление стенгазеты к 23 февраля (фото пап в военной форме)
3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
Приглашение родителей на утренники, праздники которые проводятся в детском саду;
Показ открытых занятий родителям на родительских собраниях
4. Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.
В план реализации этих задач были включены следующие основные темы: "Семья, родословная", "Дом", "Трудовая деятельность детей на благо дома и семьи", "Творческая деятельность ребенка, направленная на украшение родного дома", "Семейные праздники, -традиции".
Специфика моей работы ведётся параллельно с детьми и их родителями.
Однако, некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном жилище, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему. Другие считают, что любовь к дому –врождённое чувство и не требуется прилагать усилия для его развития.
• В качестве форм и методов положительного образа семьи могут использоваться разнообразные игры (сюжетно- ролевые, конструктивные, игры- драматизации). В игровых действиях дошкольник воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
• К эффектным методам относятся также просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, пословиц и поговорок. При знакомстве ребенка с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки, раскрываются понятия «род», «семья».
• Можно оформить семейную газету с фотографиями, рисунками, аппликациями, стихами и мини-рассказами.
• Совместное составление родословной родителями и детьми побуждает у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать такое задание, педагог рассказывает об истории генеалогии. Затем организуется выставка в ДОУ, в роли экскурсоводов выступают сами дети, они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижениях и т. д.
• Создание семейного герба. Для этого воспитателю необходимо подобрать материал о фамильных гербах, их составных частях, символике. Используя полученный знания, семья может создать семейный герб. Практика показывает, что родители и дети, стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, рода, гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции.
Благодаря таким формам работы появляется реальная возможность познакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного отношения к членам семьи, а главное – научить дошкольников азам такого же отношения.