Яна Горенкова
Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это качество, которое формируется у людей с раннего возраста и показывает умение человека грамотно пользоваться и распоряжаться деньгами. Сейчас дети принимают активное участие в походах в магазин за покупками. И при всем этом дети не знают цену деньгам, новым игрушкам. Поэтому мы, взрослые, должны объяснить детям очень важные вопросы: Что такое деньги? Откуда они берутся? Как ими правильно пользоваться?
Если детям грамотно и вовремя не объяснить эти вопросы, то вскоре у них сложится ошибочное мнение. В связи с этим вопрос о формировании предпосылок финансовой грамотности дошкольников является актуальным.
В работе с детьми на эту тему важно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания: уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка.
Чем раньше дети узнают о роли денег в нашей жизни, тем раньше у них сформируются полезные финансовые привычки.
Для начала необходимо дать понять ребенку о видах дохода в семье. То есть им надо рассказать, что каждый день мама и папа ходят на работу, и тогда они получают зарплату, на которую их семья будет жить. Также детям надо рассказать и о семейных расходах, на что тратится зарплата родителей.
Важно чтобы дети правильно понимали что такое «необходимое» и «желаемое». Посещая продуктовые магазины с детьми, объяснять им, что хлеб – это необходимость, а конфеты – это желание и что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а также занятий обучить дошкольников, следующему:
- что такое деньги, какие они бывают;
- что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
- что такое карманные деньги;
- как планировать свои расходы;
- развитию навыков: счет, память, логика, цифры.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения.
Речевое общение протекает в форме диалога. Дети формулирует четкие, экономически грамотные вопросы и учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Дидактическая игра по финансовой грамотности «Супермаркет»
Актуальность создания игры
Каждый день в повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью принятия тех или иных финансовых решений. Недостаточный уровень собственной финансовой грамотности мешает родителям прививать детям грамотные навыки по управлению денежными средствами. Часто сами родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи и игрушки. В решении таких проблем может помочь включение в образовательную деятельность дошкольной организации основ финансового воспитания. Возраст 5-7 лет является самым продуктивным в плане заложения индивидуально-психологических особенностей личности, таких как ответственность, бережливость, сила воли.
Цель игры: содействовать формированию первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.
Задачи:
- дать первичные финансово-экономические представления (товар-стоимость).
- способствовать умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения.
- формировать понимание того, что товар можно приобрести только на то количество денег, которое имеется.
- воспитывать уважение к своему и чужому труду, к результатам труда, ценности денег.
Материалы и оборудование: товары со стоимостью (продукты, канцелярские товары, одежда, обувь, игрушки, бытовая техника, мебель, кошелек с определенной суммой, карточки с изображением тележек для супермаркета.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Супермаркета», беседа по профессиям, связанных с продажей товаров, изучение истории появления денег, товарообмена, составление рассказов из личного опыта по посещению магазинов и супермаркетов.
Ход игры: в игре участвуют от 1 до 8 человек. Ребенок берет на себя роль покупателя. У него кошелек с определенной суммой и тележка. Далее посчитать стоимость товаров, положенных в тележку (н может набрать товара на сумму не больше той, что находится у него в кошельке, выяснить осталась ли у него сдача). Можно усложнить задачу выбором определенной категории товаров или дать задание: «что нам нужно для похода», «что нам нужно для школы» и тд.
Дидактическая игра по финансовой грамотности «Пиццерия»
Актуальность создания игры
Каждый из нас на протяжении своей жизни сталкивается с ситуацией, когда необходимо решать финансовые вопросы, принимать решение в области формирования доходов и осуществления расходов. Финансовая грамотность на сегодняшний день представляет важную компетенцию, которая необходима современному человеку. Финансовая грамотность у дошкольника предполагает формирование у ребенка бережливости, деловитости, рационального поведения, трудолюбия, здоровой оценки любых результатов труда.
Цель игры
Формирование представления у детей о взаимосвязи потребностей и возможностей.
Задачи
- способствовать формированию позитивной социализации и личностному развитию ребенка;
- упражнять детей в умении работать с морфотаблицами;
- учить рассчитывать стоимость покупки, производить оплату монетами и купюрами;
- обогащать представление детей о профессиях, результатах труда и ценности денег;
- воспитывать уважение к своему и чужому труду.
Материалы и оборудование: карточки с меню пиццы и соков в виде морфотаблицы, карточки с изображением различных видов пицц и соков, монеты, тарелочки, подносы.
Предварительная работа: беседа «Что такое деньги», «Что такое пиццерия», «Кто работает в пиццерии», «Что такое меню», составление рассказа «Моя любимая пицца».
Ход игры: в игре участвуют от 3 до 8 человек. По желанию распределяются роли (официант и посетители). Посетители оформляют заказ, отмечают в меню (морфотаблице) какие варианты и сколько пиццы и соков они выбрали.
Задача официанта – расшифровать заказ, скомпоновать его и посчитать стоимость, принести посетителю, который рассчитывается за свой заказ соответствующими монетами или купюрами.