Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия у дошкольников»

Елена Сидорова
Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Формирование фонематического восприятия у дошкольников».

Формирование речевой функции происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от развития фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие -это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.

Этапы формирования фонематического восприятия:

1. Узнавание неречевых звуков.

В занимательной игровой форме, с использованием музыкальных инструментов (барабан, бубен, погремушка, бытовых предметов (шуршание бумаги, звон будильника, звук падающей ложки) предлагаем детям определить источник и направление звука, его громкость. Повышению интереса способствуют игры: («Где позвонили?», «Тихо - громко», «Кто, что услышал?»). Мы предлагаем детям помолчать и прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из коридора и ответить на вопросы: «Что шумит? Что гудит? Кто кричит?».

2. Различение речевых звуков.

Различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию. Развитие высоты, силы и тембра голоса проводится на материале считалок, диалогов, сказок, разыгрываемых по ролям.

3. Различение слов близких по звуковому составу

Используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Особый интерес вызывают у детей игры:

«Не ошибись»

Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

«Чем отличаются слова?», «Лишнее слово». В рифме найти «неправильное» слово и заменить его похожим.

В процессе различения слов-паронимов проводятся упражнения с использованием парных картинок. Отраженное воспроизведение слов-паронимов.

4. Дифференциация слогов.

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, в работе используют:

- прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками. В упражнениях слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

- игры: «Телефон», «Какой слог отличается?»

5. Дифференциация фонем.

Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается зрительный символ.

Приемы работы:

- выделить заданный звук, подняв зрительный символ или хлопнув в ладоши;

- установление сходства выделенного звука со звуком окружающей действительности;

- игры: «Какой звук лишний?», «Озорные звуки», «Какой звук лишний?».

6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза осуществляется постепенно. В начале работа проводится с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, «звуковой» синички, фишек, зрительных символов, особое внимание уделяется интонационному выделению звуков в словах.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей осуществляется в следующей последовательности:

- выделение в словах первого гласного звука;

-анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

-определение наличия или отсутствия в словах звука (гласного, согласного);

-определение последнего гласного звука в словах;

-определение первого и последнего гласного звука в словах

-выделение ударного гласного в словах;

-синтез слов, состоящих из двух звуков;

-определение первого согласного звука в словах;

-определение последнего согласного звука в словах;

-определение гласного звука в середине односложных слов;

-синтез односложных слов состоящих из трех звуков;

-анализ односложных слов, состоящих из трех звуков;

-определение позиции согласного звука в словах;

-определение количества слогов в словах;

- определение нескольких гласных звуков в словах;

- синтез двусложных слов состоящих из двух открытых слогов.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия у дошкольников»
Опубликовано: 24 января 2025 в 18:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сидорова (УИ 788656) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД