Елена Сидорова
Консультация для воспитателей «Формирование фонематического восприятия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Формирование фонематического восприятия у дошкольников».
Формирование речевой функции происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетической стороны, лексического запаса и грамматического строя).
Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Уровень сформированности действий по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от развития фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие -это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установление звуковой структуры слова.
Этапы формирования фонематического восприятия:
1. Узнавание неречевых звуков.
В занимательной игровой форме, с использованием музыкальных инструментов (барабан, бубен, погремушка, бытовых предметов (шуршание бумаги, звон будильника, звук падающей ложки) предлагаем детям определить источник и направление звука, его громкость. Повышению интереса способствуют игры: («Где позвонили?», «Тихо - громко», «Кто, что услышал?»). Мы предлагаем детям помолчать и прислушаться к звукам, которые доносятся с улицы, из коридора и ответить на вопросы: «Что шумит? Что гудит? Кто кричит?».
2. Различение речевых звуков.
Различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса и интонацию. Развитие высоты, силы и тембра голоса проводится на материале считалок, диалогов, сказок, разыгрываемых по ролям.
3. Различение слов близких по звуковому составу
Используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Особый интерес вызывают у детей игры:
«Не ошибись»
Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например, на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.
«Чем отличаются слова?», «Лишнее слово». В рифме найти «неправильное» слово и заменить его похожим.
В процессе различения слов-паронимов проводятся упражнения с использованием парных картинок. Отраженное воспроизведение слов-паронимов.
4. Дифференциация слогов.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, в работе используют:
- прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками. В упражнениях слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
- игры: «Телефон», «Какой слог отличается?»
5. Дифференциация фонем.
Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается зрительный символ.
Приемы работы:
- выделить заданный звук, подняв зрительный символ или хлопнув в ладоши;
- установление сходства выделенного звука со звуком окружающей действительности;
- игры: «Какой звук лишний?», «Озорные звуки», «Какой звук лишний?».
6. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза осуществляется постепенно. В начале работа проводится с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, «звуковой» синички, фишек, зрительных символов, особое внимание уделяется интонационному выделению звуков в словах.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей осуществляется в следующей последовательности:
- выделение в словах первого гласного звука;
-анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
-определение наличия или отсутствия в словах звука (гласного, согласного);
-определение последнего гласного звука в словах;
-определение первого и последнего гласного звука в словах
-выделение ударного гласного в словах;
-синтез слов, состоящих из двух звуков;
-определение первого согласного звука в словах;
-определение последнего согласного звука в словах;
-определение гласного звука в середине односложных слов;
-синтез односложных слов состоящих из трех звуков;
-анализ односложных слов, состоящих из трех звуков;
-определение позиции согласного звука в словах;
-определение количества слогов в словах;
- определение нескольких гласных звуков в словах;
- синтез двусложных слов состоящих из двух открытых слогов.