Светлана Борисенко
Консультация для воспитателей «Воспитание будущего читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети перестали читать…» Как часто мы слышим эту фразу! Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребёнка, отнимая все его свободное время. И при такой ситуации остро встаёт проблема литературного воспитания детей, приобщения их к чтению.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание будущего читателя“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве,- процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в литературу будет своевременным, значительно сократиться число молодых людей, не любящих чтение.
Формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слов, наслаждаться им необходимо с самого раннего детства.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.
Все знают тот факт, что дошкольное детство –определяющий этап в развитии личности, так как в возрасте до 6 лет ребёнок с интересом познаёт окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум, книги помогают овладеть речью-ключом к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений.
Но к сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не достаточно серьёзно. По данным опроса родителей 60% родителей не читают детям по разным причинам вообще. Поэтому большая ответственность в этом вопросе ложиться на детский сад.
Перед дошкольным учреждение встают следующие задачи:
• Вызвать интерес к книге
• Привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты
• Дать возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха.
• Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении
• Научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, инсценированием.
Для решения поставленных задач в ДОУ в первую очередь необходимо создать литературный фонд в который будут входить программные произведения, хрестоматии, детская познавательная и энциклопедическая литература, любимые книги детей, книжки раскраски, книжки – малышки, детские журналы, портреты детских писателей. Эти книжки должны постоянно обновляться в уголке «Юного читателя» в группе. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, выходя за рамки той среды, которая их окружает и главный помощник им в этом –книга. И в этом возрасте они уже готовы к общению с ней. Ребенка в течении всего дня должно окружать художественное слово начиная с самой ранней группы. Потешки, прибаутки, поговорки при умывании, при одевании, засыпании и пробуждении, Стихи при наблюдении за природой на прогулке. Но для того, чтобы ребёнок полюбил слово оно должно быть красивым, художественным прочитанным эмоционально, с чувствами. Поэтому важно чтобы воспитатели детского сада умели выразительно читать детям и постарались научить этому родителей, проводя совместные с родителями и детьми художественные чтения, семинары-практикумы, круглые столы и диспуты по данной теме.
Так же способствует воспитанию любви детей к книге это инсценирование, драматизация литературных произведений. Дети с огромным удовольствием перевоплощаются в героев сказки, с большим желанием заучивают роль, стараются при обсуждении ролей понять характер своего героя и передать его в постановке.
Сложнее научить детей понимать стихи, для этого необходимо развивать творческое мышление, учить детей чувствовать настроение поэта, понимать смысл сравнений, эпитетов. Поэтому важно на занятиях изодеятельности всегда использовать художественное слово, стихи Пушкина, Есенина, Тютчева, рассматривая пейзажи вспоминать строки поэтов, которые соответствуют данному природному явлению. Рассматривая природу на прогулке, так же читать красивые стихи, уча детей вслушиваться в слова и видеть эти образы в окружающем.
В более старшем дошкольном возрасте необходимо учить детей осмысленному, рациональному выбору книг. Учить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идея, смысл, авторский замысел. если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которые интересуются только остросюжетными детективами примитивного уровня. В старшем дошкольном возрасте перед чтением необходимо озадачивать детей. Например, оценить иллюстрации к книге, дать характеристику главным героям, рассказать понравилась книга или нет. Для того, чтобы вырастить грамотного читателя детскому саду необходимо сотрудничать с детской библиотекой, регулярно проводить совместные мероприятия, экскурсии. Основная мысль, которую необходимо довести до детей: Читать нужно с пользой, обдуманно подходить к выбору книг. Ведь чтение может принести и вред, если читать только детективы или ужастики, или если читать, не понимая смысл произведения. В то время как честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, ответственность, чувство долга перед семьей - всё это не навязчиво входит в сознание ребёнка при чтении хороших книг
Использованная литература
Бородич А. М. Методика развития речи детей. - Москва: Просвещение,1981.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - Москва: Просвещение,2001
Мухина В. С. Возрастная психология. - Москва: Издательский центр Академия,1997