Елена Гончарова
Консультация для воспитателей ДОУ «Приёмы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«РОДНИЧОК» КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Педагог-психолог Гончарова Е. М.
Консультация для воспитателей ДОУ :
«Приёмы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми дошкольного возраста».
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Приёмы и игры для работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Так кого же можно отнести к группе риска?
В группу риска входят: агрессивные, тревожные и гиперактивные дети.
«Тревожные дети».
Портрет тревожного ребёнка :
их отличает чрезмерное беспокойство;
дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;
у них высокие требования к себе, они очень самокритичны;
низкая самооценка (дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие);
ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.
Причины возникновения тревожности у детей :
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями;
неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :
повышение самооценки;
обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
снятие мышечного напряжения.
Повышение самооценки ребёнка.
Повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.
Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А можно с помощью сказок показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете, а тот, кто умеет преодолеть свой страх.
Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
И конечно нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Снятие мышечного напряжения.
Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых, игра принесет им еще больше удовольствия.
Приёмы работы с тревожными детьми :
Песочная терапия
Сказкотерапия
Релаксационные упражнения
Дыхательная гимнастика
Коммуникативные игры
Арт-терапия
Воздействие цветом.
Упражнения на снижение тревожности :
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки…А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
«Коробка переживаний»
Ведущий: «Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.»
Портрет агрессивного ребенка :
Почти в каждой группе детского сада есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей; обзывает и бьет их; отбирает и ломает игрушки; намеренно употребляет грубые выражения; не стремится понимать других, своё «Я» для них важнее; он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Одним словом, такой ребёнок становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Причины возникновения детской агрессивности
Неприятие детей родителями
Безразличие или враждебность со стороны родителей
Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)
Полное отсутствие такового (гипоопека)
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей
Запрет на физическую активность
Подсознательное ожидание опасности
Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка.
Как помочь агрессивному ребенку.
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
2. формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
3. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Критерии агрессивности
(схема наблюдения за ребенком).
Ребенок:
Часто теряет контроль за собой.
Часто спорит, ругается со взрослыми.
Часто отказывается выполнять правила.
Часто специально раздражает людей.
Часто винит других в своих ошибках.
Часто сердится и отказывается сделать что-либо
Часто завистлив, мстителен.
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.
Схема работы.
Коррекция агрессивного поведения детей :
1. обучение техникам и способам отреагирования гнева
2. развитие эмпатии
3. обучение навыкам распознавание гнева
4. обучение конструктивным поведенческим реакциям.
Средства отреагирования:
Мягкие подушки
Мячи
Резиновые молотки
Листок гнева
Мешочек для криков
Глина, песок
Вода
Краски, карандаши.
Обучение навыкам распознавания
и контроля негативных эмоций.
Таблица эмоций
Плакаты
Беседы
Уголки настроения
Рисование: «Когда я радуюсь», «Когда мне грустно», «Мой гнев».
Формирование способности к эмпатии,
доверию, сочувствию, сопереживанию.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.
Ролевая игра
Групповое обсуждение события
Совместное принятие решения
Выслушивание сверстников.
Игры с песком, крупами, глиной, водой:
1. Из глины можно слепить фигурку своего обидчика и смять ее, расплющить между ладошками, а потом по желанию, восстановить ее;
2. Закапывая и раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, крупами, ребенок постепенно успокаивается и возвращается к играм в группе сверстников;
3. Использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей:
- одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие в воде;
- сдувать из трубочки кораблик;
- сначала топить, а потом наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка;
- струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).
Игры на снижение агрессивности.
"Бумажные мячики"
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«Выбиваем пыль»
Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
"Дракон"
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
"Прогулка с компасом"
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Игра «Ёж»
Цель: реализует потребность детей в агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.
Ход игры
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Они медленно вытягиваются и греются на солнышке.
Игру повторить 3 раза.
"Тух-тиби-дух"
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Шпаргалка для взрослых или правила общения с агрессивными детьми :
- быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
- демонстрировать модель неагрессивного поведения
- быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
- наказания не должны унижать ребенка
- обучать приемлемым способам выражения гнева
- давать ребенку возможность выражать гнев непосредственно после конфликта
- обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей
- развивать способность к эмпатии
- расширять поведенческий репертуар
- учить брать ответственность на себя
Непоследовательность в поведении взрослых может привести к ухудшению в поведении ребенка.
«Гиперактивные дети»
Портрет гиперактивного ребёнка :
находится в постоянном движении;
спит меньше сверстников;
беспокоен в движениях;
плохо координирует движения;
не регулирует свои действия;
непоследователен в своем поведении;
ерзает на месте;
плохо контролирует свои эмоции;
часто нарушает правила;
плохо организован и слабо поддается попыткам организовать своё поведение;
с трудом сосредотачивает внимание на чем бы то ни было.
Причины гиперактивности
генетика;
социальная среда;
патология беременности и родов;
инфекции и интоксикация первого года жизни;
ММД (минимальная мозговая дисфункция)
Как помочь гиперактивному ребенку?
не запрещайте ребенку бурно проявлять себя;
не приказывайте;
не заискивайте;
если от ребенка что – то требуется - попросите;
раз и навсегда откажитесь
от чтения нотаций;
вместо отказа или запрета предлагайте выбор;
чаще беседуйте с ребенком
по душам.
Отличие активного ребёнка от гиперактивного.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми :
1. игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксация).
2. игры на развитие внимания.
3. коммуникативные игры.
4. игры развивающие навыки волевой регуляции (управления).
При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности гиперактивных детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях, трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть надо сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.
Вот некоторые примеры таких игр:
- игра для контроля за своими движениями «Черепаха» : движение ребенок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);
- игра для обучения саморегуляции «Клубочек» : расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку, причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводится», как только он начнет её сматывать;
- игра для обучения концентрировать внимание на деталях «Что нового» : взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали, остальные закрывают глаза, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;
- игры с песком (крупой, с водой, пластилином успокаивают ребенка.
- игра на развитие мышечного контроля «Птичка» : дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку, он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не прятать, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;
- игра для развития контроля за импульсивными действиями «Говори» : взрослый задает разные вопросы, но отвечать на них надо после паузы по команде «Говори».
- релаксационные упражнения сопровождающиеся спокойной музыкой.
Правила общения с гиперактивным ребёнком :
Качества, которыми должен обладать воспитатель для решения проблемы «трудного» ребё нка:
Любовь. Без любви нет воспитания.
Уважение. Уважение к личности ребенка.
Толерантность. Терпимость к каждому ребенку.
Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.
Эмпатия. Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека.
Коммуникативность и педагогический такт.
Терпения вам
и удачи в работе!