Ирина Варламова
Консультация для родителей на тему «Трудовое воспитание пятилетнего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет. движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению на какой -либо деятельности, к большому физическому и умственному напряжению, расширяются их знания об окружающем, у них формируются более сложные мотивы поведения. В то же время у детей 5-го года жизни еще далеко несовершенные психические процессы. Им свойственны отвлекаемость, слабость воли, ситуативность поведения. Все эти особенности детей 5-го года жизни надо учитывать,но опираться в воспитании следует на их возросшие возможности. Если ребенок правильно воспитывался в предыдущие годы, в 4 года, он уже почти полностью самостоятелен в самообслуживании: самостоятельно умывается, одевается, убирает игрушки, свою одежду, у него есть уже опыт посильной помощи членов семьи, опыт выполнения разнообразных поручений (полить комнатные растения, принести нужную вещь, поставить на сто хлеб, салфетки).Однако эти навыки еще не совершенны. Необходимо контролировать детей: чисто ли вымыли руки, аккуратно ли оделись, причесались.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Трудовое воспитание пятилетнего ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
К детям 5-го года жизни родители должны предъявлять более высокие требования при уборке ими своих вещей после игр и занятий. Если раньше малыш делал это с помощью взрослых, то теперь он в подобных делах вполне самостоятелен.
Стремление детей мастерить, конструировать, изготовлять игрушки из природного материала да и вообще всякий ручной труд надо поощрять, помогать ребенку овладеть навыком, но при этом надо учить его аккуратности. Прежде чем начать учить клеить, рисовать красками надо закрыть стол клеенкой или бумагой. После занятий все убрать, вытереть стол. собрать с пола обрезки бумаги и т. д. Все это ребенок делает самостоятельно. Поэтому очень важно научить его выполнять необходимые действия, намочить. хорошо отжать тряпочку, аккуратно вытереть стол, вымыть и убрать кисти, краски, карандаши на место. Если в младшем возрасте ребенок только овладеет навыками самообслуживания, и взрослые часто приходили ему на помощь, то на 5-ом году жизни следует предъявлять более жесткие требования на его просьбу помочь одеться, взрослые не должны отказываться с той же готовностью, что и раньше.
Больше требовательность должна предъявляться и к внешнему виду детей, нужно воспитывать у ребенка потребность выглядеть опрятно, но делать это следует не в форме замечаний и упреков, а спокойно обратить внимание на то, что у него расстегнута рубашка или развязался шнурок, и обязательно добиться, чтобы он исправил недостатки. В воспитании опрятности у ребенка хорошо использовать произведения детской художественной литературы К. Чуковского "Мойдодыр". А. Барто "Девочка чумазая", и т. д. Шутливые сравнения с героями этих произведений может подействовать на ребенка лучше всякой нотации.
На пятом году жизни ребенок должен научиться чистить зубы, мыть шею, уши, ноги, застилать свою постель. Усложняется содержания ухода за игрушками: лети 4-5 лет моют игрушки, стирают кукольную одежду, могут принять участие в починке игрушек, в ремонте книг.
Хотя труд по самообслуживанию в среднем дошкольном возрасте по-прежнему занимает основное место, все больше значение приобретает участие ребенка в бытовом труде семьи, направленном на удовлетворение не только потребностей самого ребенка, но и других его членов. Этот переход от труда только для себя к труду для других является важнейшей задачей трудового воспитания детей 5-го года жизни. Элементы труда для других были и у детей 4-го года жизни, когда они выполняли отдельные поручения взрослых: принести, что либо, убрать игрушки. В среднем возрасте давать подобные поручения не менее важно: многие из них становятся постоянными: полить цветы, дежурить в группе и т. д. Когда навыки выполнения того или иного дела становятся достаточно прочными, оно может стать как бы обязанностью ребенка. Например: в младшем детском возрасте родители часто поручали малышу ставить на стол хлебницу, соль, класть ложки, салфетки. К 5-ти годам ребенок может выполнять эту работу постоянно без напоминаний. Мама говорит ребенку : "Ты уже хорошо умеешь накрывать стол, теперь эту работу ты будешь делать всегда, как я скажу "завтракать" или "обедать" ты неси сам все, что нужно". Конечно, контроль при этом необходим со стороны взрослого.
Появление у детей постоянных дел, за выполнение которых они несут в какой-то мере ответственность, дисциплинирует их. приучает к порядку.
Надо иметь в виду. что ребенок может забыть о своей обязанности или вдруг отказаться от работы. Нужно ему напомнить вызвать интерес к делу ставшему привычным. Например: раньше мама сама вынимала посуду из серванта, и ребенок ставил ее на стол. Теперь он может все это делать самостоятельно. Удачное выполнение задание должно быть полезным взрослому. следует хвалить его за хорошо выполненную работу. Однако нельзя выводить каждую маленькую услугу малыша чуть ли не в подвиг. Он может считать, что помощь. оказанная им родителям, -большая его заслуга и будет каждый раз ждать похвалы.
Оценивать труд детей важно прежде всего. отмечать затраченные ими усилия. старательность. Особую роль в этом возрасте начинает играть участие ребенка в труде совместно со взрослыми. Если трехлетний малыш. главным образом, наблюдал труд родителей, и его помощь была символической. то помощь ребенка 4-5 лет может быть реальной. Например: во время уборки квартиры- этого распространенного в семье вида труда- ему можно поручить стереть пыль с некоторых предметов, полить растение и т. д. Конечно, следует разъяснить ребенку когда и как поливать растения, у каких растений можно протирать листья, а у каких нельзя. Здесь контроль и указания взрослых необходимы.
В процессе ухода за растениями у детей воспитывают заботливое отношение к растениям. Этот труд наглядно выступает для ребенка, как жизненно необходимый, малыш видит их результаты. Уход за растениями доставляет детям радость.
Дети среднего дошкольного возраста могут участвовать и в работах на даче, в огороде: поливать из маленькой лейки. рыхлить землю на грядках лопатой, собирать ягоды, выдергивать редис, морковь. Особенно любят дети помогать родителям во время приготовления пищи. Им можно поручить вымыть овощи. фрукты. вырезать печенье из раскатанного взрослым тесте, лепить пирожки, пельмени, вытереть ложки, чашки. хотя помощь эта условна, ребенку она представляется значительной, и он гордится своим участием в труде взрослых.
Ребенок 5-го года жизни начинает проявлять все больший интерес к тому, где и как трудятся люди. Он спрашивает родителей где они работают, что делают на работе. Об этом следует рассказать просто и доступно. Детей этого возраста интересует техника, транспорт. Родители, отвечая на вопросы ребенка, должны привлекать его внимание к тому, как работает шофер, тракторист, машинист, рассказать куда и зачем везут они людей, грузы.
Весной и осенью следует показать детям труд людей в огороде. саду, парке. Отношение родителей к труду окружающих служить ребенку примером для подражания. Углубить и закрепить представления детей о труде взрослых. воспитание уважение к нему способствует чтение художественной литературы.
Если на протяжении всего дошкольного детства родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию детей, у них формируются трудовые навыки, эмоционально положительное отношение к труду.