Галина Тарханова
Консультация для воспитателей ДОО «Кейс — технологии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс – технологии – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии :
- Анализ конкретных ситуаций,
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОО „Кейс — технологии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является :
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
Этапы кейс – технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Этапы Деятельность детей
Знакомство с ситуацией, ее особенностями Воспринимают предложенную ситуацию
Актуализация знаний Объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются.
Мозговой штурм Осуществляют поисковую деятельность.
Презентация Представляют свои роли, осуществляют презентацию.
Рефлексия Анализируют, делают выводы.
Умения и навыки, которые формируются у дошкольников посредством кейс – технологии «ролевое проектирование»
• Умение пользоваться основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
• Умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, умение разрешать конфликты.
• Умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
• Умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.
• Умение принимать собственное решение, опираясь на знания и умения в различных видах деятельности.
• Навык владения разными формами и видами игры, различение условной и реальной ситуаций.
• Навык владения устной речью, умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
• Навык положительного отношения к миру.
Пример «Настоящие друзья»
Ситуация: «Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»
Обсуждение ситуации: что произошло?
Обыгрывание ситуаций
Детям предлагается разбиться на пары: один ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.
Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Например: Один герой – злой, другой вредный и упрямый или первый герой плаксивый, а другой доброжелательный, один воспитанный, а другой спокойный.
В конце дети и педагог приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?
Технология кейс – стади в освоении норм речевого этикета.
Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.
Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стади направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т. д., прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.
Название
этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
1. Постановка проблемы Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.
Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.
Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. Осознает проблему.
Присваивает проблему.
Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.
2. Мозговой штурм Организует детей в малые группы.
Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.
Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы.
Находят совместное решение.
Формулируют выводы.
3. Презентация Организует презентацию решения кейса.
Помогает сравнить предложенные решения. Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.
Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.
4. Рефлексия Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. Применяют знания в различных ситуациях.
Что такое речевой этикет?
Речевой этикет – это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые коллективом в соответствии с обстановкой общения.
Формирование навыков и умений в освоении форм речевого этикета.
1. Умение пользоваться формулами речевого этикета.
2. Соблюдение норм употребления слов, умение говорить так, чтобы обеспечить себе понимание со стороны собеседника.
3. Правильное употребление слов и этикетных формул в разных ситуациях общения.
4. Приобретение опыта этикетного поведения.
5. Потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
6. Обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)
Цель:
Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения.
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
- Юру позовите.
- Юры нет дома. А с кем я говорю?
- Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
• Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
• Почему?
• Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
• Предложите свой вариант разговора по телефону.