Ирина Косарева
Консультация для воспитателей «Дидактические игры во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Дидактические игры во второй младшей группе».
Дидактическая игра способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей. Она делает процесс более занимательным, умственная задача решается в доступной и привлекательной для детей форме. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает их отношение к правилу игры как к чему-то неизменному.
Усвоение детьми правил игры и соблюдение их способствует воспитанию самостоятельности, самоконтролю и взаимоконтролю в игре. Игровые действия – это те, которые дети производят в игре. В игровых действиях маленьких детей совершаются перестановки, перекладывания, собирания предметов, сравнения, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, подражательных движениях детей. Воспитатель руководит игрой и направляет в её ходе. Он является участником игры или её организатором. Для воспитателя результат игры является показателем успехов детей в усвоении знаний. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. Она создаёт жизненные условия для применения знаний, для активизации умственной деятельности. Обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. Дидактическая игра содействует развитию инициативы. Многие игры : лото, домино и другие по мере их усвоения детьми, используются детьми самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей.
Большое место в дидактических играх занимают народные дидактические игрушки, которые яркие, разнообразного цвета, форм. К ним относятся: конусы, кольца, цветные шары, игрушки – вкладыши, коробочки, матрёшки и т. д. А также в игре используются картинки, обычные предметы обихода, а также природный материал. Дидактические игры проводятся в часы игр и используются как приём обучения во время занятий. Могут быть проведены со всей группой детей, а также и с небольшими группами и с отдельными детьми.
Маленьких детей влечёт само действие, торможение у них слабее, чем возбуждение, наглядность действует сильнее, чем слово, и поэтому объяснение правил объединить с показом действия. При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей. Малыши сами не могут провести дидактическую игру, не могут реализовать замысел в игровые действия, самостоятельно следовать правилам. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и руководит игрой. В оценке игры воспитатель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.
В воспитании и организации жизни детей четвёртого года жизни дидактические игры занимают большое место.
При проведении игр воспитатель привлекает внимание детей к предметам и их качествам; учит различать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, отношению одних предметов к другим, расположению их в пространстве.
Многие дидактические игры требуют сравнения одних предметов с другими, а сравнение даёт возможность увидеть различие, сходство, тождество предметов. Разные по содержанию предметы могут иметь одинаковый цвет, размер, положение в пространстве.
Эти игры следует проводить уже со знакомыми игрушками, иначе появится интерес к новой игрушке и они отвлекутся от игрового задания. Если же игрушки не новы, само задание становится привлекательным и составляет смысл игры. Развиваемое в играх умение видеть цвет разных предметов, надо закреплять это и в повседневной жизни, обращая внимание детей на цвет окружающих предметов.
Форма, как и цвет, является признаком предмета. Чистую форму шара, куба, цилиндра и других тел мы встречаем редко, похожие к ним формы видим всюду. Например: лепестки цветов похожи на круг, овал; листья напоминают треугольники, овалы; некоторые ягоды, орехи похожи на шар; дома имеют сходство с кубом. Знакомство детей с формой осуществляется для правильного восприятия предметов. Умение видеть форму предметов, сравнивать их, сопоставлять связано с воспитанием внимания, наблюдательности. Дидактические игры с предметами разной формы способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками, накоплению опыта пользования вещами. Дети с ранних лет отличают большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать этого словами и не различают сравнительных величин.
Одна и та же игрушка может быть большой или маленькой в зависимости от того, с какой по величине игрушкой её сравнивать. Признак величины, как объёма дети схватывают рано, словесным обозначениям «большой» - «маленький» они придают большое значение: этими словами они обозначают предметы по их объёму, длине, высоте, толщине и т. д.
Величина – новое свойство предметов. Игровое действие («Спрячь шарик в ладошках») - сравнение двух шаров по величине, воспитатель учит сравнивать, судить о величине шаров, обозначать их величину словом. В игре «Какой шар в мешочке?» зрительные восприятия закрепляются тактильно – мускульными, и наоборот.
Ребёнка нужно научить различать не только противоположные величины, но и убывающие и возрастающие. Полезными игрушками для ориентировки в величине являются вкладыши.
Во время дидактических игр обогащается словарь и развивается речь детей. Дети второй младшей группы не только повторяют названия, но и сами называют предметы, учатся словом обозначать их признаки, число, действия с предметами. Речь становится более содержательной и выразительной. Постепенно правила и игровые действия становятся более сложными, не только подражательные, но и самостоятельные игровые действия детей.
Дидактические игры во второй младшей группе создают радостное настроение, объединяют детей по пять – восемь человек, а концу года воспитатель может провести игры со всей группой. У детей воспитывается коллективизм, организованность поведения. В игре устанавливается связь с жизненными впечатлениями.