Ирина Косарева
Консультация для воспитателей «Дидактические игры во второй младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Дидактические игры во второй младшей группе».
Дидактическая игра способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей. Она делает процесс более занимательным, умственная задача решается в доступной и привлекательной для детей форме. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры во второй младшей группе“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает их отношение к правилу игры как к чему-то неизменному.
Усвоение детьми правил игры и соблюдение их способствует воспитанию самостоятельности, самоконтролю и взаимоконтролю в игре. Игровые действия – это те, которые дети производят в игре. В игровых действиях маленьких детей совершаются перестановки, перекладывания, собирания предметов, сравнения, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, подражательных движениях детей. Воспитатель руководит игрой и направляет в её ходе. Он является участником игры или её организатором. Для воспитателя результат игры является показателем успехов детей в усвоении знаний. Дидактическая игра является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные на занятиях. Она создаёт жизненные условия для применения знаний, для активизации умственной деятельности. Обнаруживаются ошибки и затруднения, испытываемые детьми. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. Дидактическая игра содействует развитию инициативы. Многие игры : лото, домино и другие по мере их усвоения детьми, используются детьми самостоятельно и оказывают благотворное влияние на развитие организаторских способностей.
Большое место в дидактических играх занимают народные дидактические игрушки, которые яркие, разнообразного цвета, форм. К ним относятся: конусы, кольца, цветные шары, игрушки – вкладыши, коробочки, матрёшки и т. д. А также в игре используются картинки, обычные предметы обихода, а также природный материал. Дидактические игры проводятся в часы игр и используются как приём обучения во время занятий. Могут быть проведены со всей группой детей, а также и с небольшими группами и с отдельными детьми.
Маленьких детей влечёт само действие, торможение у них слабее, чем возбуждение, наглядность действует сильнее, чем слово, и поэтому объяснение правил объединить с показом действия. При проведении дидактической игры педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей. Малыши сами не могут провести дидактическую игру, не могут реализовать замысел в игровые действия, самостоятельно следовать правилам. Воспитатель является зачинщиком и участником игры и руководит игрой. В оценке игры воспитатель поддерживает радость от игры всем коллективом или группой детей.
В воспитании и организации жизни детей четвёртого года жизни дидактические игры занимают большое место.
При проведении игр воспитатель привлекает внимание детей к предметам и их качествам; учит различать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, отношению одних предметов к другим, расположению их в пространстве.
Многие дидактические игры требуют сравнения одних предметов с другими, а сравнение даёт возможность увидеть различие, сходство, тождество предметов. Разные по содержанию предметы могут иметь одинаковый цвет, размер, положение в пространстве.
Эти игры следует проводить уже со знакомыми игрушками, иначе появится интерес к новой игрушке и они отвлекутся от игрового задания. Если же игрушки не новы, само задание становится привлекательным и составляет смысл игры. Развиваемое в играх умение видеть цвет разных предметов, надо закреплять это и в повседневной жизни, обращая внимание детей на цвет окружающих предметов.
Форма, как и цвет, является признаком предмета. Чистую форму шара, куба, цилиндра и других тел мы встречаем редко, похожие к ним формы видим всюду. Например: лепестки цветов похожи на круг, овал; листья напоминают треугольники, овалы; некоторые ягоды, орехи похожи на шар; дома имеют сходство с кубом. Знакомство детей с формой осуществляется для правильного восприятия предметов. Умение видеть форму предметов, сравнивать их, сопоставлять связано с воспитанием внимания, наблюдательности. Дидактические игры с предметами разной формы способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками, накоплению опыта пользования вещами. Дети с ранних лет отличают большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать этого словами и не различают сравнительных величин.
Одна и та же игрушка может быть большой или маленькой в зависимости от того, с какой по величине игрушкой её сравнивать. Признак величины, как объёма дети схватывают рано, словесным обозначениям «большой» - «маленький» они придают большое значение: этими словами они обозначают предметы по их объёму, длине, высоте, толщине и т. д.
Величина – новое свойство предметов. Игровое действие («Спрячь шарик в ладошках») - сравнение двух шаров по величине, воспитатель учит сравнивать, судить о величине шаров, обозначать их величину словом. В игре «Какой шар в мешочке?» зрительные восприятия закрепляются тактильно – мускульными, и наоборот.
Ребёнка нужно научить различать не только противоположные величины, но и убывающие и возрастающие. Полезными игрушками для ориентировки в величине являются вкладыши.
Во время дидактических игр обогащается словарь и развивается речь детей. Дети второй младшей группы не только повторяют названия, но и сами называют предметы, учатся словом обозначать их признаки, число, действия с предметами. Речь становится более содержательной и выразительной. Постепенно правила и игровые действия становятся более сложными, не только подражательные, но и самостоятельные игровые действия детей.
Дидактические игры во второй младшей группе создают радостное настроение, объединяют детей по пять – восемь человек, а концу года воспитатель может провести игры со всей группой. У детей воспитывается коллективизм, организованность поведения. В игре устанавливается связь с жизненными впечатлениями.