Назарова Юлия
Консультация для воспитателей детского сада «Дошкольник и мир социальных отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в мире людей и
ежедневно общаемся с
окружающими. Но первые уроки
человеческих взаимоотношений
каждый ребенок получает в детстве.
Те навыки общения, которые у
ребенка закладываются с первых лет
жизни, во многом определяют
успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.
И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей,
интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно
товарищеских и инициаторов-заправил в играх; наблюдателей - пассивных
«середнячков», ничем среди других не выделяющихся.
Публикация «Консультация для воспитателей детского сада „Дошкольник и мир социальных отношений“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
То, какими чертами обладает ваш ребенок, определяет путь его познания
мира, в том числе и мира человеческих отношений.
Именно родители и педагоги дошкольного учреждения являются
первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению.
Психолог. В популярных психологических изданиях встречаются
характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников
дошкольников.
«Любимчик» - Дети не любят сверстников, которых постоянно
выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина
покровительства, ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.
«Прилипала» - Дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто
постоянно старается привлечь к себе внимание неважно: положительное или
отрицательное, хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает
против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза
собеседнику.
«Клоун» - Дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива («.
Это Рома, он всегда так делает.») Его реплики вызывают смех, на занятиях
он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в
коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают
воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.
«Озлобленный» - от него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за
одним столом. Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто
мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по
столу, перебивает тех, кто отвечает.
«Незаметный» - К такому ребенку никто не бежит навстречу после
выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в
команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он
застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.
«Неряха» - Такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре,
сидеть за обеденным столом, вместе играть игрушками. Он плохо владеет
навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и
дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит
неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.
Научите малыша играть в совместные игры (вспомните классические
детские забавы из вашего детства, ведь современные дети часто не могут
занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.
Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит
тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений
между детьми.
Психологические упражнения на формирование дружеских
отношений между детьми и сплочение детского коллектива
Упражнение «Мы разные»
Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в
коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее
описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы
высказывания дети не были оскорбительными для тех, кого описывают.
Упражнение «Что я люблю, не люблю»
Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и
выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные, но
большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи,
у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг
друга.»
Упражнение «Дорисуй полукруг»
На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же
образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его
на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на это полукруг, представил чтото свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть
собственное мнение? Это прекрасно и очень интересно.»
Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение: - Я не люблю, когда дети в
группе.
Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе.
Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении
сверстников.
Упражнение «Как расположить к себе окружающих»
Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к
людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются
приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими : улыбка,
спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы.
Упражнение «Самооценка»
Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков.
Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж -
некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на
следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных,
общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по
их мнению, они считают себя достойными пойти.
Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения,
сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом,
поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению.
Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.