Анна Богданова
Консультация для воспитателей «Цифровая образовательная среда в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Цифровая образовательная среда в ДОУ»
Подготовил: Старший воспитатель Булгакова А. В.
СЛАЙД 1-2. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Публикация «Консультация для воспитателей „Цифровая образовательная среда в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.
СЛАЙД 3. Цифровая образовательная среда - один из федеральных проектов, входящих в национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ»:
Задача проекта:
• создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Разберем более подробно, что же такое ЦОС в ДОУ?
СЛАЙД 4. Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые. Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
СЛАЙД 5. Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе при организации дистанционного обучения.
СЛАЙД 6.Цели цифровой среды:
Для дошкольников:
• расширение возможностей построения образовательной траектории;
• доступ к самым современным образовательным ресурсам;
• растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
СЛАЙД 7. Для родителей:
• расширение образовательных возможностей для ребенка;
• повышение прозрачности образовательного процесса;
• облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
СЛАЙД 8-9. Для воспитателя:
• снижение работы за счет ее автоматизации;
• снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий воспитанниками за счет автоматизации;
• повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
• формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
• формирование новых условий для мотивации дошкольников при выполнении заданий;
• формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;
• облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории дошкольника
СЛАЙД 10. Работа педагогов при цифровизации учебного процесса:
1. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации
познавательной деятельности дошкольников в организованной учебной деятельности.
2. Дистанционное образование, повышение квалификации.
3. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного занятия.
4. Создание Интернет-занятий, интегрированных занятий.
5. Занятия на основе готовых программных продуктов.
6. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.
7. Создание банка данных развития дошкольников, базы портфолио.
СЛАЙД 11. Работа с детьми:
1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.
2. Начать развивать компьютерную грамотность в рамках дополнительного образования дошкольников.
Использование различных форм ИКТ в учебном процессе
1. Презентации.
2. Тестирование.
3. Использование цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.
4. Создание учебно-методических материалов.
5. Создание презентаций и фильмов по различным разделам.
8. Использование ИКТ в воспитательной работе ДОУ.
Демонстрация «Комплекта дидактических материалов для дошкольников» (Приложение 1)
СЛАЙД 12. Ожидаемые результаты цифровизации:
• Повышение эффективности процесса обучения.
• Активизация познавательной деятельности детей.
• Создание банка данных по различным направлениям деятельности.
• Создание общедоступной коллекции КИМ (компьютерно-игровых методик);
• Распространение опыта успешного использования дистанционных технологий в образовательно-воспитательном процессе ДОУ.
• Обеспечение массового доступа к дистанционным и облачным технологиям всех групп пользователей.
СЛАЙД 13. Единое информационно-образовательное пространство детского сада обеспечит:
• создание дополнительных условий для социализации детей;
• формирование критического мышления в условиях работы с информацией, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность;
• формирование творческих навыков;
• формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
• развитие инициативы;
• развитие коммуникативных способностей и навыков выступлений;
• проведение культурно-просветительской работы (правовое, эстетическое и др. воспитание).
СЛАЙД 14. Однако следует помнить, что ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
СЛАЙД 15. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Приложение 1.
Комплект дидактических материалов для воспитателей ДОУ
I. Описания комплекса дидактических материалов (игр) для работы с дошкольниками
1. Автор (ФИО, должность, место работы): Булгакова Анна Владимировна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №1 «Росинка».
2. Область профессиональной деятельности (воспитатель, логопед, музыкальный руководитель и др.): старший воспитатель.
3. Цель, задачи комплекса дидактических материалов (игр):
Цели:
• учить детей подражать звукам домашних животных.
• расширить и закрепить знания детей о диких животных.
• закрепить названия домашних животных и их детенышей. Задачи:
• Познакомить детей с домашними животными.
• Расширять словарный запас детей.
• Развивать связную речь детей.
• Активизировать внимание и память детей.
• Развивать интерес к окружающему, воображение.
• Закрепить в активной речи ребенка название животных и их детенышей.
• Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
4. Название игр, входящих в состав комплекса дидактических материалов (игр, с указанием направления познавательного развития: «Кто, что говорит», «Угадай кто», «Найди маму и е дет ныша».
5. Возрастная группа: вторая младшая группа.
6. Методические рекомендации, возможные варианты использования (подробное описание): данные игры можно использовать как в индивидуальной работе с воспитанниками, так и в группе, для закрепления материала, работу можно давать на дом.
Игры так же могут быть использованы на этапах занятия: усвоения нового, обобщение, повторение, закрепление, отработка навыков.
7. Необходимое оборудование, программное обеспечение: ПК, проектор, экран, смарт-дока, доступ к сети Интернет, программы: Microsoft Word; Microsoft PowerPoint; онлайн сервис LearningApps.org.
II. Содержание итоговой работы
Разработка в MS Word
1. Аннотация развивающей игры для дошкольников
1. Автор (ФИО, должность, место работы): Булгакова Анна Владимировна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №1
«Росинка».
2. Название игры: «Кто, что говорит».
3. Образовательная область: речевое развитие.
4. Возрастная группа: вторая младшая группа.
5. Цель, задачи:
• Цель: учить детей подражать звукам домашних животных. Задачи:
1. Познакомить детей с домашними животными.
2. Развивать речь.
3. Расширять словарный запас детей.
6. Суть игры: Воспитанникам необходимо найти пары, т. е. соотнести картинку с голосом животного и его изображением.
7. Правила игры: У воспитанников находятся только карточки с изображением животного. Воспитатель читает голос животного и просит воспитанника найти картинку с изображением животного, которое издает данный голос. Если воспитанник наш л изображение животного верно, воспитатель кладет карточку с голосом рядом и просит воспитанника дополнить фразу, н. р. Воспитатель: «Мы с тобой правильно составили пару, давай повторим, корова говорит…» (Воспитанник «Му-у-у!») и т. д. 8. Методические рекомендации (возможные варианты использования): данную игру можно использовать как для индивидуальной работы, так и в группе, а также для закрепления знаний дома.
Игра так же может быть использованы на этапах занятия: обобщение, повторение, закрепление, отработка навыков.
9. Необходимое оборудование, программное обеспечение: ПК, программа Microsoft Word.
Разработка в MS Power Point
1. Аннотация развивающей игры для дошкольников
1. Автор (ФИО, должность, место работы): Булгакова Анна Владимировна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №1
«Росинка».
2. Название игры: «Угадай кто».
3. Образовательная область: познавательное развитие.
4. Возрастная группа: втора младшая группа.
5. Цель, задачи:
Цель: Расширить и закрепить знания детей о диких животных.
• Задачи:
1. Развивать связную речь детей.
2. Активизировать внимание и память детей.
3. Развивать интерес к окружающему, воображение.
6. Суть игры: Используя презентацию Microsoft PowerPoint, воспитатель озвучивает загадки про диких животных, воспитанникам необходимо произнести отгадку, после чего появляется изображение животного и аудиофайл с его голосом для прослушивания.
7. Правила игры: Воспитатель предлагает воспитанникам отправиться в лес, демонстрируя слайд с изображением леса, предлагает послушать его звуки. После чего, спрашивает у ребят, а кто же живет в лесу? Помогут нам узнать загадки. Демонстрирует слайд с загадкой, читает ее вслух, после ответов детей, появляется изображение животного (отгадка, и аудиофайл с его голосом, для прослушивания.
8. Методические рекомендации (возможные варианты использования): данную игру можно использовать как для индивидуальной работы, так и в группе, а также для закрепления знаний дома.
Игра так же может быть использованы на этапах занятия: усвоение нового, обобщение, повторение.
9. Необходимое оборудование, программное обеспечение: ПК, проектор, экран, программа Microsoft PowerPoint.
2. Ссылка на интерактивную игру: https://cloud.mail.ru/public/LsWX/XEzGNJbuQ
Разработка в онлайн сервисе LearningApps
1. Аннотация развивающей игры для дошкольников
1. Автор (ФИО, должность, место работы): Булгакова Анна Владимировна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ужурский детский сад №1
«Росинка».
2. Название игры: «Найди маму и е дет ныша».
3. Образовательная область: Познавательное развитие.
4. Возрастная группа: вторая младшая группа.
5. Цель, задачи:
• Цель: Закрепить названия домашних животных и их детенышей.
• Задачи:
1. Закрепить в активной речи ребенка название животных и их детенышей.
2. Развивать память, внимание.
3. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
6. Суть игры: Воспитанникам необходимо составить пары. Найти к карточке с изображением домашнего животного (мамы, карточку с изображением детеныша этого животного.
7. Правила игры: Воспитанникам предлагается составить пары, т. е. найти домашнему животному (маме) е детеныша.
Воспитаннику нужно правой кнопкой мыши выбрать изображение детеныша и перенести его к изображению домашнего животного, т. е. его маме. Далее проговорить пару: «Это домашнее животное свинья и е детеныш поросенок» и т. д. по аналогии.
8. Методические рекомендации (возможные варианты использования): данную игру можно использовать как для индивидуальной работы, так и в группе, а также для закрепления знаний дома.
Игра так же может быть использованы на этапах занятия: усвоение новых знаний, обобщение, повторение, закрепление, отработка навыков.
9. Необходимое оборудование, программное обеспечение: ПК, проектор, экран, доступ к сети Интернет, регистрация в онлайн-сервисе LearningApps.
2. Ссылка на интерактивную игру: https://learningapps.org/watch?v=ptwr903kn21