Лариса Кагарманова
Консультация для воспитателей «Былины как вакцина»
▼ Скачать
Многие века русские дети очень внимательно слушали песни и сказания о богатырях, прославивших нашу Родину своими ратными подвигами. Былины появились в IX—XIII веках и передавались из поколения в поколение певцами-сказителями. Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль», «былое». Их любили слушать и стар, и млад. В семьях же роль сказочников-сказителей, как правило, выполняло старшее поколение—бабушки и дедушки. А основными их слушателями были малые дети— внучата, которые еще не доросли до того, чтобы помогать родителям в их трудах. Ребятишки, как губки, впитывали историю и национальный колорит своей родной страны. В центре былин всегда были образы богатырей, защитников Отечества, наделенных силой, смелостью и честью. Например, в образе богатыря Ильи Муромца народ создал биографию крестьянского сына, который стоит во главе богатырской заставы, преграждающей путь врагам. В сюжеты былин вплетены не только героические мотивы, но и темы труда и быта. Так, первый подвиг, который совершил Илья Муромец — это корчевание пней и расчистка поля для пашни.
Публикация «Консультация для воспитателей „Былины как вакцина“» размещена в разделах
- Богатыри
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Былины были нужны народу, и прежде всего детям, для формирования и сохранения своей самобытности в тяжелейших, порой беспросветных условиях борьбы с многочисленными врагами нашей Родины. Их рассказывали на сон грядущий, и они закладывались в подсознание ребенка, запоминались на всю жизнь. Сказания формировали детскую личность на положительных примерах богатырских подвигов, победы добра над злом.
В былинах содержатся ростки той жизненной мудрости, которая обязательно должна быть впитана с детства. И они непременно прорастут независимо от того, что потом будет читать и смотреть малыш. Это как вакцина от пошлости. Былины закладывают главную мысль: свою землю надо любить, трудиться на ней в поте лица и при необходимости— защищать ее. Воспитанный сказками и былинами, народ становится способным переносить невероятные испытания и возрождаться после поражений.
Если малыш уже понимает и с удовольствием слушает сказки «Морозко», «Волшебное кольцо», «Садко», то он уже готов воспринять русские былины. Читать их лучше всего перед сном, часто повторяя одно и то же сказание, чтобы смысл и образы его стали для ребенка живыми.
Для дошкольников пятилетнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» такие как: потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам, а с шести – семи лет можно знакомить с небылицами, частушками и былинами.
Приобщение детей дошкольного возраста к былинному эпосу редко используется в работе детского сада (отсутствуют программы и технологии). Но в последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственное воспитание дошкольников. Нравственность призывает нас обучать детей – любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому. Отсутствие нравственных качеств - знак невоспитанности, неблагополучия детей.
Работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к былинному эпосу выстраивается по следующей схеме:
Предварительный этап:
• Прослушивания былинного стиха, написанного на древнерусском языке, мелодично построенных фраз, особенностей звучания древнерусских слов, сложных для восприятия.
• Чтение былин. Былина читается в литературной обработке (рекомендуются былины в обработке И. В. Карнауховой) с последующей беседой по её содержанию. На этом этапе уделяется большое внимание словарной работе: толкованию сложных слов.
• Рассматривание иллюстраций о русских богатырях.
После предварительной работы проводится основной этап:
• Знакомство с русскими народными подвижными играми.
• Пересказ отрывков из былин.
• Работа с пословицами и поговорками (объясняя их смысл)
• Знакомство с русским бытом и народным костюмом в музее «Русская изба» или в группе в зоне сказочно – былинной культуры.
• Дидактические игры: «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришёл?», «Собери богатыря в дорогу», «Не одежда красит человека, а работа» (разрезные картинки).
• Викторины: «Славные воины России», «История России в былинах»
• Посиделки: «Богатыри спешат на помощь», «Богатыри земли Русской».
• Изобразительная деятельность, которая включает в себя не только традиционные техники, но и работу с витражами, тканью, бумагой (квилинг) : «Портреты былинных героев», «Картина В. М. Васнецова «Богатыри», «Путешествие по Древней Руси: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Путешествие по Древней Руси: Добрыня и Змей», «Как жили славяне?», «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов».
Через занятия основного этапа ребёнок «проживает» события, происходящие с былинными героями, систематизирует ранее полученные знания.
Завершает работу над былиной итоговый этап, который проводится в форме комплексного занятия. На нем обобщаются и систематизируются полученные знания по данной былине.
Список используемой литературы:
1. "Русское народное поэтическое творчество", Ю. Г. Круглов, Москва "Высшая школа", 1986.
2. «Русский героический эпос» Пропп В. Я., 1999.
3. "Былины", Москва "Художественная литература", 1986.
4. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Санкт-Петербург "Детство-пресс", 1999.
5. "Новое воспитание", Н. Е. Щуркова, Педагогическое общество России, Москва, 2000.
6. "Энциклопедия дошкольников", С. В. Новиков, Москва, 1998."Праздники христианской Руси", Э. О. Бондаренко, Калининград, 1993.
7. "Почемучка", А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникрва, Москва, 1987.
8. «Бабушкины старины» Озаровская О. Э. 1989
9. «Эпос и Древняя Русь», Липец Р. С., 1990.
10. "Пословицы русского народа", В. Даль, Москва, 1984."Мы - Славяне!", М. Семёнова, Санкт-Петербург, 1999.
11. "Русский эпос", Ф. М. Селиванов, Москва "Высшая школа", 1988.